Прицепной комбайн сталинец
Сталинец-4 (комбайн)
С 1947 года [1] комбайны Сталинец-4 выпускались Красноярским комбайновым заводом, Тульским комбайновым заводом [2] , заводом «Сызраньсельмаш» [3] .
Тульским заводом было выпущено 29582 комбайна [2] .
Комбайн выпускался с 1947 по 1955 год по маркой «Сталинец-4», а с 1955 по 1958 под маркой «Сталинец-4М».
В связи с разоблачением в 1956 году на XX съезде КПСС культа личности Сталина наименование комбайна сокращается до С-4 и С-4М соответственно.
Комбайн имел Т-образный тип, жатку с шириной захвата 4 метра и бензиновый двигатель мощностью 53 л.с. [4]
Пуск двигателя осуществлялся стартером. Ёмкость бункера составляла 1,75 кубометра. Разгрузка бункера осуществлялась самотёком [4] .
Восьмискоростная коробка передач позволляла комбайну двигаться со скоростью от 1,7 до 14,6 км/час. Привод осуществлялся на передние колёса [4] . Колея ведущих колёс 2430 мм, управляемых задних — 1000 мм; дорожный просвет 230 мм.
Комбайн имел молотильный барабан, клавишный соломотряс, очистительное устройство [4] .
Для сбора соломы и пловы комбайн имел навесной или прицепной копнитель. Разравнивание и уплотнение соломы в копнителе производилось рабочими [4] . В том случае, когда не требовался сбор соломы в копны, а производилось её запахивание на поле в качестве естественного удобрения, в копнителе устанавливался лоток, по которому солома падала на стерню.
Комбайн «Сталинец-4М» отличался от «Сталинца-4» тем, что имел копирующую жатку, гребенчатый отбойный битер молотилки с прутковой решеткой. Вместо выгрузки зерна из бункера самотёком стал применяться выгрузной шнек, при этом можно было разгружать бункер на ходу. Вылет шнека от стенки бункера до выгрузного отверстия составлял 1960 мм, высота шнека — 2470 мм.
Примечания
- ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 9. Евклид — Ибсен. 1972. 624 стр., илл.; 43 л. илл. и карт. 1 карта-вкл. (статья Зерноуборочный комбайн)
- ↑ 12Памятные даты истории Тульского комбайнового завода
- ↑ [http://www.lib.syzran.ru/personaliy/texty_kto/gorodok.htm СТАЛ ТОРГОВЫЙ ГОРОДОК ЦЕНТРОМ ИНДУСТРИИ От Сызрани послереволюционной до Сызрани предперестроечной (1917 — 1985 гг.)]
- ↑ 12345 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 38. Самойловка — Сигиллярии. 1955. 668 стр., илл. и карты; 55 л. илл. и карт.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Сталинец-4 (комбайн)» в других словарях:
Сталинец (комбайн) — Сталинец название нескольких серий зерноуборочных комбайнов выпускавшихся в СССР Сталинец 1 (комбайн) прицепной зерноуборочный комбайн Сталинец 4 (комбайн) самоходный зерноуборочный комбайн Сталинец 6 (комбайн) прицепной… … Википедия
Сталинец-6 — У этого термина существуют и другие значения, см. Сталинец … Википедия
Сталинец — Сталинец: Содержание 1 Корабли 2 Тракторы 3 Комбайны 4 Тягач … Википедия
Сталинец-4 — У этого термина существуют и другие значения, см. Сталинец … Википедия
Комбайнёр — Зерноуборочный комбайн сложная зерноуборочная машина (жнея молотилка), выполняющая последовательно непрерывным потоком и одновременно: срезание хлеба, подачу его к молотильному аппарату, обмолот зерна из колосьев, отделение его от вороха и прочих … Википедия
КОМБАЙН — сложная уборочная машина, производящая одновременно срезание хлеба, его обмолот и очистку зерна. К. состоит из трех основных частей: хедера, молотилки и мотора. Изготовляются К. у нас на трех заводах: в Ростове ( Сталинец № 1 ), в Запорожье (… … Сельскохозяйственный словарь-справочник
Сталинец-1 — У этого термина существуют и другие значения, см. Сталинец. Сталинец 1 советский прицепной зерноуборочный комбайн, выпускавшися с 1932 по 1941 год. История Летом 1931 года в опытной мастерской строящегося цеха комбайнов завода «Ростсельмаш» … Википедия
СК-5 Нива (комбайн) — … Википедия
Нива (комбайн) — Комбайн СК 5 «Нива» СК 5 «Нива» марка самоходного зерноуборочного комбайна, производимого в СССР заводом «Ростсельмаш» c 1970 го года, и производимого там же в настоящее время под маркой «Нива Эффект»[1]. Обозначение СК 5 обозначает Самоходный… … Википедия
Зерноуборочный комбайн — Современный широкозахватный комбайн фирмы CASE … Википедия
Самые популярные российские комбайны с советских времен до наших дней
Российские комбайны уверенно завоевывают отечественный рынок, вытесняя зарубежных производителей. Причин этому несколько: возросший уровень оснащенности машин передовыми технологиями; повышение надежности; доступные цены.
Советские
Первые комбайны для уборки зерновых были завезены в СССР из США. Первая отечественная модель — Коммунар — появилась в начале 40-х гг. прошлого века на Запорожском заводе. В 1931-м начал работать Ростсельмаш, выпустивший модель Сталинец-1, через год появились аналогичные машины из Саратова. Комбайн Сталинец 6 выпущен в 1947-м.
1936 год — появление машины СКАГ-5А, способной убирать увлажненные зерновые; 1947-й — первого самоходного агрегата С-4. С 1956-го производился комбайн СК-3, с 1962-го — СК-4, с 1969-го — СКД-5 Сибиряк. Машина Нива выпущена Ростсельмашем в 1970-м, а Колос (СК-6- II) — в то же время Таганрогским заводом.
Сталинец
Машины такой марки являлись прицепными и выпускались в 1931-1958 гг. Комбайн Сталинец 6 — последний в серии и первая послевоенная машина, участвовавшая в освоении целины. Обладала пропускной способностью 2,5 кг/с. В ней применены:
- модернизированная молотилка агрегата Сталинец-1 с увеличенными размерами колес;
- увеличенная до размера 4,9 м жатка комбайна Коммунар;
- бункер емкостью 1,8 м³;
- карбюраторный двигатель марки У-5МА мощностью 40 л. с.;
- конвейерно-роторный соломотряс Г-образного типа.
Другие
Выпуск комбайнов в СССР и их совершенствование шли постоянно. На смену прицепным машинам в 1947 году пришли самоходные (первенец — С-4). Из последних марок — выпущенные в 1970 году:
- Нива. Производитель — Ростсельмаш.
- Колос. Производитель — Таганрогский комбайновый завод.
Одновременно с зерновыми выпускались советские свеклоуборочные комбайны. Работы по их созданию начались в 1020-1930 гг. с механизации отдельных операций. В 1948-м появилась первая самоходная машина СПГ-1. В дальнейшем производились агрегаты:
- теребильного типа, в которых вначале выдергивалась свекла из почвы, а затем обрезалась ботва;
- срезающие ботву, после чего происходил процесс извлечения корнеплодов из земли.
Российские
Зерноуборочные комбайны российского производства представлены несколькими брендами:
- Ростсельмаш, занимающий 70% рынка, предлагающий весь спектр машин для уборки зерновых;
- продолживший традиции сибирских комбайнов Енисей холдинг Агромаш;
- реализующая в России концепции финского комбайна Sampo компания Terrion;
- самая молодая из производителей комбайнов — фирма Муромец.
Ростсельмаш
Это группа компаний, включающая 13 предприятий.
Выпускает продукцию под марками ROSTSELMASH и VERSATILE в 4 странах на 10 производственных площадках.
Ее агрегаты поставляются в 56 стран. Объясняется успех:
- 85-летней историей, связанной с выпуском комбайнов;
- большой линейкой выпускаемых моделей;
- оптимальным соотношением качества агрегатов и их цены;
- наличием большого количества станций техобслуживания.
Ассортимент зерноуборочных комбайнов включает машины:
- NOVA. Относится к 3-му классу. Она неприхотливая, ремонтопригодная. Обладает мотором 180 л. с., работает с жатками шириной 3-6 м. Имеет зерновую емкость 4,5 м³.
- Серии Vector. Модель 410 — это тот же Дон 1500, но с современным кузовом. 450 — на гусеничном ходу — единственная модель компании на таком движителе. Машины с мощностью двигателя 255 л. с. комплектуются жатками 5-9-метровой ширины, собирают зерно в бункер емкостью 6 м³.
- Серии Acros (5-6-й классы), представленной большим числом модификаций, рассчитанных на уборку зерновых с разных площадей. Наиболее востребованные модели — 585/550 и 595. Последняя — для больших полей со средней урожайностью.
- Серии Torum (7-й класс), новые модели которой (780/750, 785/770) — из самых производительных (40 т/ч) в мире машин роторного типа, способны эффективно убирать урожай с засоренных и мокрых полей. Они с комфортной кабиной, бункерами емкостью 10,5 и 12 м³, с двигателями Мерседес (425, 506 л. с.). Ведутся работы по созданию беспилотной модели Torum 760.
- RSM 161. Отличается универсальностью, позволяет за сезон убрать зерновые, бобовые, крупяные, масличные культуры с 2000 га полей. У машины новая кабина, обеспечивающая панорамный обзор.
Агромаш
Производитель комбайнов на отечественном рынке давно, но из-за плохо развитой дилерской сети не может похвастаться большими успехами. Выпускает несколько моделей, которые способны убирать зерновые, сою, крупяные культуры, подсолнечник, зернобобовые: Агромаш 3000, 4000, 5000, 5121.
Машины 3-5-го классов. Укомплектованы:
- моторами мощностью 180-280 л. с.;
- жатками шириной 4-8 м;
- зерновыми накопительными бункерами — 5-8 м³.
Terrion
Локализация производства в России комбайнов такой марки незначительна, хотя постоянно расширяется. Машины Terrion сегодня — это финские комбайны Sampo, собираемые из крупных узлов на отечественном предприятии.
Линейка моделей небольшая — 3 серии, 1 из которых представляет мини зерноуборочный комбайн для селекционных участков. Остальные:
- Серия 2000. Включает машины 2-3-го класса, способные убирать захватку шириной — 3,1-5,1 м. Агрегаты с мощностью двигателей 100-185 л. с., зерновыми бункерами с вместимостью 3,3-5,5 м³.
- Серия 3000, модели которой относятся к 4-му классу. У них мощнее (210-300 л. с.) силовые агрегаты, возможна комплектация жатками шириной 5,1-7,5 м. Бункеры для накопления зерна объемом 5,2-7,6 м³.
Муромец
Комбайн с таким названием один — Муромец 1500. Модель от предприятия, вышедшего на рынок в 2014 году. Первенец, относящийся к 4-му классу, обладает доступной ценой, что объясняется:
- высокой локализацией;
- простотой конструкции.
Машину нельзя отнести к суперсовременным комбайнам. Но стоимость и дешевое обслуживание модели привлекательны для фермерских хозяйств с ограниченными прибылями. Оператора для ее управления подготовить просто, ремонт несложен из-за доступности на рынке запасных частей.
- мощный (240 л. с.) силовой агрегат;
- возможность работать с 2 жатками с захватом 6/7 м;
- зерновой бункер, вмещающий 6,3 м³ зерна.
Цена и отзывы
Стоимость производимого в России зерноуборочного комбайна — 3,8-6,5 млн рублей.
Вадим Сергеевич, 57 лет, Рязанская область
Все время работаю на машинах Ростсельмаш. Последняя марка Торум — 7-го класса. Машина не уступает зарубежным по характеристикам.
Николай, 44 года, Курск
Работаю фермером. Доходы и площади зерновых небольшие, потому приобрел комбайн Муромец. 2 года эксплуатирую машину без проблем.
Прицепной комбайн сталинец
Техника, выпускаемая компанией, ценится за неприхотливость и высокую производительность. Благодаря ей, можно работать в различных климатических условиях. Но часто людям нужно больше, чем просто номинальные показатели работы. В этом случае техника может стать инструментом для достижения рекордов. Далее мы расскажем о героях полей: известных комбайнерах, работавших на технике Ростсельмаш и получивших звание Героя Социалистического Труда. К сожалению, сведений о некоторых из них сохранилось мало. Коллектив посчитал своим долгом отметить каждого.
Первые комбайны и первые рекорды
Известно, что первый ростсельмашевский комбайн под названием «Колхоз» был собран 30 июня 1930 года. Его созданию предшествовала напряженная работа группы советских инженеров под руководством И. И. Зимина. Параллельно с его производством в опытной мастерской Ростсельмаш летом 1931 года завершилась сборка двух комбайнов более совершенной конструкции, которые получили имя «Сталинец». На полях совхоза «Хуторок» Краснодарского края эти комбайны проходили испытания вместе с американскими комбайнами «Оливер», «Холт» и «Катерпиллер». «Сталинец» показал лучшие результаты.
Советские машины получились более производительными, нежели их зарубежные аналоги. По меркам того времени рабочие параметры «Сталинца» были впечатляющими: ширина жатки 4,9 м, мощность 40 л. с., пропускная способность 2,15 кг/сек, емкость бункера 2,18 кубометра. Обслуживали агрегат пять человек. В отличие от комбайнов зарубежных марок, «Сталинец» мог убирать не только зерновые, но и подсолнечник, кукурузу и просо. В январе 1932 г. в строй вступил сборочный цех комбайнов Ростсельмаш, а в мае на поля страны был отправлен первый эшелон комбайнов «Сталинец 1». Построив Ростсельмаш, страна перестала ввозить комбайны из–за границы.
Первые ростсельмашевские комбайны завоевали большую популярность по всей стране. Комбайнеры устанавливали на них мировые рекорды уборки. Например, в Чкаловской области на сцепе двух комбайнов «Сталинец 1» за сезон убрали 6 012 га (вместо 378 га), при этом было сэкономлено 16 тонн горючего. Возможности комбайна в умелых руках позволяли поставить рекорды на поток. Так считал и Александр Оськин, комбайнер-новатор сельскохозяйственного производства из Куйбышевской области. Он работал на сцепе комбайнов «Сталинец 1» в 30-е годы. В 1935 убрал за сезон 716 га при норме 160 га. В 1936-1942 годах вместе с братом Архипом убрал хлеб уже с площади 37 451 га или в среднем с 5 350 га за сезон при норме 360 га. За эти достижения он получил два Ордена Ленина. Эта награда давалась, в том числе, за выдающиеся заслуги в труде. После появления в 1938 году Золотой медали «Серп и Молот») Героя Социалистического Труда Орден Ленина вручался лицам, удостоенным этого звания.
Другим примером удачной отечественной разработки стал комбайн «Сталинец 6», который был выпущен уже после войны — в 1947 году. Он представлял собой усовершенствованную конструкцию «Сталинца 1», и был более производительной машиной. Вот его основные характеристики: для работы требовалось уже три человека, мощность двигателя составляла 40 л. с., ширина захвата жатки — 6,7 м, объем бункера — 6,7 кв. м. «Сталинец 6» широко применялся при освоении Целины.
Константин Борин, механизатор из Краснодарского края работал на этом комбайне на Штейнгартовской машинно-тракторной станции. В 1948 году со своим коллективом он намолотил в сцепе двух комбайнов «Сталинец 6» 42 300 ц. зерновых. За это достижение в 1949 году он получил почетное звание Героя Социалистического Труда. За 15 лет работы его комбайн выполнил 89 сезонных норм (480 000 ц. зерна). Кстати, Борин впоследствии стал кандидатом сельскохозяйственных наук и преподавал в Московской сельхозакадемии им. Тимирязева.
Еще одним Героем Труда, который работал на «Сталинце», был Федор Парфиненко, комбайнер колхоза имени Кирова Егорлыкского района Ростовской области. В неблагоприятный по погодным условиям 1950 год намолотил 7 000 ц. зерна, за что был награжден медалью «За трудовое отличие». В 1951 году за 25 рабочих дней на «Сталинце 1» он выдал уже 8 414 ц. зерна. За это достижение в 1952 году ему и было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Парфиненко работал и на первых самоходных комбайнах Ростсельмаш — СК 3, СК 4, «Нива». В 1974 году он был премирован автомобилем «Москвич», а в 1977 году ударнику труда от коллектива Ростсельмаш вручили именной комбайн «Нива» (об этом комбайне чуть ниже).
Дважды звания Героя Социалистического труда был удостоен Марк Брага, комбайнер из Херсонской области Украины. В 1948 году впервые испытал метод ночной уборки. Строгое планирование действий экипажа, почасовой график работы комбайна и обслуживающего его транспорта, выгрузка зерна на ходу позволили ему за 25 дней в 1948 году намолотить с убранной им площади 8 844 ц. зерновых и 1161 ц. масличных культур. За это в 1949 году он был впервые удостоен высокой награды. Второй раз золотую звезду Героя Труда ему вручили в 1958 году — «за успехи в развитии сельского хозяйства».
Как известно из истории отечественного комбайностроения, «Сталинец» и последовавший за ним комбайн РСМ 8 (производился на Ростсельмаш чуть более года — с декабря 1956 года по январь 1958 года) были прицепными машинами. Для их хода требовался трактор. Поэтому среди комбайнеров вдвойне ценились люди, умеющие обращаться как с комбайном, так и с трактором.
Таким человеком была Эльмина Отсман, первая женщина-тракторист и первая женщина-комбайнер Эстонии. Она начинала работать на комбайнах «Сталинец 6». Впервые стала работать в 15-летнем возрасте — прицепщицей на тракторе отца, под его руководством освоила трактор. В 1949-ом окончила курсы комбайнеров — при всеобщем недоверии и удивлении, единственная женщина из тридцати обучавшихся. В 1951 году в соревновании комбайнеров вышла на первое место в республике, установила рекорд, убрав за сезон 400 гектаров зерновых, за что была в свои 26 лет награждена первым орденом — орденом Ленина. Звание Героя Труда получила в 1958 году «за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития сельского хозяйства по производству зерна». Помимо прицепного «Сталинца» Отсман работала и на первых самоходных машинах Ростсельмаш СК 3 и СК 4, а затем садилась на «Ниву» и «Дон 1500».
Эра «самоходок» и время «самородков»
Эра прицепных комбайнов закончилась, когда 12 июля 1958 года приемщик Министерства сельского хозяйства принял первые 27 самоходных комбайнов СК 3, изготовленных под руководством выдающегося инженера-комбайностроителя своего времени Ханаана Изаксона. 24 января 1961 года был выпущен уже 100-тысячный СК 3.
В феврале 1962 г. Ростсельмаш начал выпуск следующей серийной модели — СК 4, которая превосходила предыдущую по производительности на 25%. Пропускная способность молотилки составляла 3,8 кг/с. Мощность двигателя — 75 л.с.
Комбайн не раз признавался лучшим в своем классе, а на Западе его уважительно называли «король комбайнов».
Пик производства СК 4 пришелся на конец 60-х годов — в августе 1969 года Ростсельмаш выпустил миллионный комбайн. К тому моменту машина прочно обосновалась на полях страны. Комбайнеры ценили ее за высокую надежность, маневренность и ремонтопригодность. Именно то, что было нужно для таких новаторов, каким, например, был Федор Канивец, бригадир комплексной тракторной бригады колхоза.
Канивец испытывал новую сельхозтехнику, поэтому за свою карьеру успел поработать на всей советской линейке комбайнов Ростсельмаш: «Сталинец 1», «Сталинец 6», РСМ 8, СК 3, СК 4, «Нива», «Дон». Он также внедрял передовые сельскохозяйственные технологии, принимал участие в селекционной работе, выращивая новые сорта пшеницы. Урожай озимой пшеницы в бригаде Канивца в 1971-1975 годах оставлял 36,9 ц., а в последующее пятилетие в среднем – 38,9 ц. с гектара. В 1971 году за высокие показатели в растениеводстве ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Механизированный отряд №8 Федора Канивца (колхоз «Заветы Ильича») на протяжении ряда лет был в числе лучших в Ростовской области.
А вот, кто также был в числе лучших в те времена.
Георгий Распопов, механизатор колхоза имени «Первого мая» Целинского района Ростовской области. Работал на комбайнах СК 4, «Нива», «Дон 1500». Став звеньевым уборочного звена, Распопов повысил общую производительность труда. Его также отправляли для уборки урожая в Монголию, где он помогал местным жителям осваивать технику Ростсельмаш. За 1973 год он намолотил в своем колхозе и в соседнем районе в общей сложности 17 000 ц. зерна. За это достижение 7 декабря 1973 года и был удостоен звания Героя Труда. В 1984 году ему вручена двухмилионная именная «Нива».
Нина Переверзева, звеньевая транспортно-уборочного звена колхоза «Путь Ленина» Песчанокопского района Ростовской области. В 1945 году она впервые села за комбайн в родном колхозе, где проработала комбайнером вплоть до 1987 года. В начале 1970-х годов Переверзева уговорила своих подружек идти учиться на комбайнера, а затем создала первую женскую бригаду комбайнеров. Ее звено было чемпионом уборки в 1973 и 1976 годах. По воспоминаниям самой Переверзевой, Героя Труда тогда давали за намолот 10 000 ц. зерна. Она, работая семейным звеном (вместе с мужем и сыном) на СК 3, намолотила больше 33 000 ц. «Всем троим должны были дать (Героя Труда). Дали только мне. Очень неудобно было, ведь работали одинаково», — сожалела Переверзева. В 1977 году она установила всесоюзный рекорд уборки: ее звено из четырех комбайнов намолотило восемь годовых заданий. Работала на СК 3, СК 4, «Нива», «Дон1500». В 2019 году ей, как и Ростсельмаш, исполнилось 90 лет.
Николай Бочкарев, звеньевой уборочного звена совхоза «Московский» Целинского района Ростовской области. Работал на СК 4, «Нива», «Дон». Дав в 1974 году обязательство намолотить 8 000 ц. зерна, Бочкарев не только выполнил его, но и уже к середине июля превысил заявленную цифру. В своем совхозе и двух соседних колхозах в жатву 1974 года звено Бочкарева намолотило 100 000 центнеров зерна, что для своего времени явилось крупным рекордом. Сам звеньевой намолотил 27 850 ц. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 августа 1974 года за «проявленную трудовую доблесть, выдающееся мастерство в использовании техники на уборке урожая» Бочкарев был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Зреет рожь под жаркой «Нивой»
Трудовые успехи перечисленных выше героев были достигнуты с помощью комбайнов «Сталинец», СК 3 и СК 4. Однако, новые времена, требуют и новой техники. В 1971 году за успехи в оснащении сельского хозяйства зерноуборочной техникой Ростсельмаш был вручен орден Октябрьской Революции — высокая награда советских времен. В это же время на предприятии создаются первые образцы нового комбайна СК 5, получившего имя «Нива». В 1971 году Ростсельмаш был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой в рамках подготовки к производству «Нивы». Благодаря простоте и надежности конструкции (результат глубокой модернизации «хита 60-х» СК 4), эта машина стала самой массовой в СССР — всего было выпущено более 1,2 млн единиц этой техники в различных модификациях.
Среди героев труда, разумеется, были и те, кто добился своих успехов на «Ниве». Например, Василий Чердынцев, заслуженный механизатор сельского хозяйства СССР, родом из Оренбургской области. Он, кстати, был удостоен высокой чести называться, дважды Героем Социалистического Труда. В первый раз — в 1966 году за успехи, «достигнутые в увеличении производства и заготовок зерна и высокопроизводительное использование техники». Второй золотой медалью «Серп и Молот» он был награжден в 1984 году за выдающиеся успехи в использовании сельскохозяйственной техники. Этой техникой как раз была «Нива». Испытывал на уборке и первые «Доны» в середине 80-х годов. Но это уже совсем другая история.
Были среди Героев Труда и те, о ком остались сегодня лишь скупые строчки в специализированных справочниках. Например, Георгий Панышев, комбайнер из Хакасии (тогда в составе Красноярского края). Работал на комбайнах СК 4, «Нива»,
«Дон 1500». Награжден золотой медалью «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Или, например, Иван Костенко, комбайнер, работавший в колхозе имени Кирова Зерноградского района Ростовской области на комбайнах «Нива», «Дон». В конце 1970-х годов ему вручена 1,5 миллионная именная «Нива».
Все они заставили гордиться своей профессией тысячи комбайнеров и прославили технику Ростсельмаш, которая и сегодня готова стать в умелых руках инструментом для достижения самых высоких показателей.
Из истории русского комбайна
Сегодня в сельском хозяйстве используется самая разнообразная техника, каких только комбайнов и всяких других машин и устройств мир не придумал. Теперь есть проблема с выбором, какие брать и почему именно эти, но также было не всегда. Если окунуться в историю, то раньше на полях только созревали хлеба, и сельчане большой толпой вручную жали колосья, затем их укладывали в копны, молотили и т.д. Потом стали появляться всяческие жатки-лобогрейки, жатки-самосборки, жатки-сноповязалки, которые и стали прототипами будущих первых комбайнов. Сегодня я предлагаю вам вкратце вспомнить историю комбайностроения в нашей стране, ведь нам было и есть, чем гордиться и на этом фронте. А поможет нам в этом деле небольшой музей под почти открытым небом на заводе «Ростсельмаш».
Родиной современного зерноуборочного комбайна принято считать США. Именно там в 1828 году С. Лейн (S. Lane) заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Хотя, если честно, эта машина не была построена. Первым же доведённым до ума комбайном можно считать изобретенный Э. Бригсом и Э.Д. Карпентером (Е. Briggs и E.G. Carpenter) в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу. Вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от двух задних колес. В том же 1836 году, несколько позднее, два изобретателя Х. Мур и Д. Хаскалл (Н. Moore и J. Hascall) получили патент на машину, которая по основным принципам рабочих процессов приближалась к конструкции комбайна современного типа. В 1854 году этот комбайн работал в Калифорнии и убрал 600 акров (около 240 га). Далее в 1875 году в Калифорнии свой комбайн представил Д. Петерсон (D. С. Peterson). В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм, которые выпускали комбайны для продажи. Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом, из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, в основном, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 — от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов, и их вес иногда доходил до 15 тонн. Но и это всё не помешало, чтоб к концу 1880-х годов на Тихоокеанском побережье США уже работало около 600 комбайнов…
2. Первая продукция завода Ростсельмаш
Как мы не стали родиной комбайна. Известен вот такой факт, что 4 января 1869 года «Земледельческая газета» писала: «Департамент земледелия и сельской промышленности объявляет, что в оный 18 декабря 1868 года поступило прошение ученого управителя Андрея Романовича Власенко о выдаче ему 10-летней привилегии на изобретенную им машину под названием «Конная зерноуборка на корню»… Она была способна выполнить работу двух машин жнейки и молотилки. Между прочим, по сравнению с ручным трудом, она в 20 раз была эффективней, а по сравнению с самой совершенной тогда машиной американской жнейкой «Мак-Кормик» в 8 раз. Однако наш министр земледелия (балбес) запретил выпуск российской «жнеи-молотилки». Причину нашёл быстро, чиновники это умеют. Мол, изготовление такой умной машины не посильно нашим заводам. Власенко удалось своими силами собрать лишь две опытные такие машины, которые ещё долго и успешно работали в имениях Бежецкого уезда Тверской губернии. Но если наши на этом проекте поставили крест, в Америке эта тема активно продвигалась. Так в 1879 году в американской прессе появились первые сообщения о калифорнийской чудо «жнее-молотилке», названной «комбайном». Правда, по мнению современников, он очень уж был похож на машину Власенко, только в отличие от нашей приводился в движение 24 мулами при 7 работниках…
3. Косилка конная (1929-1941 гг.)
В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, и, знаете, дал относительно хорошие показатели работы. Но, к счастью, применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл, помешала первая мировая война.
В итоге вплоть до Первой мировой войны, да, что скрывать, и после революции, большая часть всех потребляемых в нашей стране сельхозмашин ввозилась из-за границы. Или просто наши сельчане работали на полях по старинке, ручками. Например, на 1928 год, уборка зерновых на Дону на 34% выполнялась косами и серпами, на 66% конными жатками, в других регионах картина была ещё хуже, надо было что-то экстренно предпринимать.
4. Грабли конные (1956-1958 гг).
В 1930 году запорожский завод «Коммунар» выпустил первые 347 отечественных комбайнов с одноименным названием. Они были сделаны по лекалам американского комбайна «Холт-Катерпиллер». На колхозных полях, хотя и на буксире за трактором, такие комбайны заменили сотни крестьян. В деле были надёжны и производительны, конечно, по тем временам. Одна такая машина могла убирать более двух гектаров в час, плюс молотить и сортировать зерно. Управляли этой техникой три человека. Его технические характеристики: ширина — 4,6 метра, емкость бункера — 1,8 м3. На «Коммунар» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ, приспособленный для работы на комбайнах НАТИ и носящий название ФОРД-НАТИ, мощностью 28 л.с. Чаще всего работал в паре с маломощными тракторами СХТЗ 15/30 и «Универсал».
5. Трактор СХТЗ-15/30 и комбайн Коммунар, СССР, 1934
21 июля 1929 года заработали первые пять цехов легендарного завода Ростсельмаш из 18 запланированных, началось производство крестьянских ходов, поперечных граблей, тракторных плугов и сеялок. А уже 30 июня 1930 года был выпущен первый их комбайн «Колхоз».
Чуть позже, летом 1931 года в опытной мастерской строящегося цеха комбайнов завода «Ростсельмаш» завершилась сборка двух комбайнов «Сталинец». На полях совхоза «Хуторок» Краснодарского края комбайны проходили свои первые испытания вместе с комбайнами американских марок «Оливер», «Холт» и «Катерпиллер». По итогам наши Сталинцы показали лучшие результаты в работе. В отличие от зарубежных комбайнов они могли убирать не только хлеб, но и подсолнечник, кукурузу и просо. Всё эти мероприятия привели к тому, что в мае 1932 года на поля СССР был отправлен первый эшелон комбайнов «Сталинец-1», а уже 14 июня 1940 года был собран 50-тысячный комбайн этой серии.
9. Первый зерноуборочный комбайн «Сталинец-1»
Почему именно Сталинец? Да, конечно же, хотели угодить вождю, но и было за что. Ведь именно товарищ Сталин был ярким сторонником развития нашего сельского хозяйства, он искренне верил в колхозное дело, которое должно было в разы увеличить урожайность, а это в свою очередь помогло бы сильно нарастить экспорт зерна. Стране нужна была валюта, нужно было поднимать промышленность. Только один пример. В 1913 году Россия вывозила около 10 миллионов тонн хлеба, то в 1925-1926-м — лишь 2 миллиона. Поэтому обязательно нужно было наладить своё производство комбайнов. И он за эту тему всячески топил :).
10. Комбайны «Сталинец-1» с тракторами С-60
Интересный факт. В 1937 году комбайн «Сталинец-1» был отправлен на Всемирную промышленную выставку в Париже, где и получил высшую награду — диплом «Grand Prix». По меркам того времени рабочие параметры комбайна удивляли даже видавших виды знатоков. Ширина жатки у него была 6,7 м, мощность 40 л.с., пропускная способность 2,15 кг/сек, емкость бункера 2,18 кубометра. Обслуживали агрегат пять человек. Уже 14 июня 1940 года был собран 50-тысячный комбайн «Сталинец-1».
11. Данную реликвию разыскали в совхозе «Павловский» Краснодарского края в конце 50-х годов, отмыли, навели марафет, теперь каждый может прикоснуться к истории.
Прицепной зерноуборочный комбайн «Сталинец-6» (1947-1954 гг). Его нашли в совхозе «Кагальницкий» Ростовской области. Кстати, в 1978 году, когда снимался фильм «Вкус хлеба» его даже завели, и он поехал и поработал. Так что здесь в коллекции не только трудяги, но и настоящие кинозвёзды.
Этот комбайн впервые был выпущен в 1947 году на заводе «Ростсельмаш» и стал первым комбайном после Великой Отечественной войны. «Сталинец-6» предназначался для уборки зерновых колосовых культур, одновременно выполнял срезание хлеба, обмолот его, очистку зерна, а также сбор соломы и половы. Из себя он представлял усовершенствованную конструкцию комбайна «Сталинец-1». Как и предшественник, «Сталинец-6» без трактора двигаться не мог. Работал на малых скоростях. Из-за большого веса и наличия двух двигателей — на комбайне и на тракторе — на уборочной много расходовали горючего. Управляли такими агрегатами три человека: тракторист, штурвальный и комбайнер. И всё-таки именно он широко применялся при освоении Целины. Комбайн выпускался с 1947 по 1958 год. Всего было произведено 161 295 штук.
13. Уборка зерновых. Комбайн «Сталинец-6» в поле
Да, были и другие герои того времени. Так в конце 1931 года в Саратове был открыт завод комбайностроения «Саркомбайн». Он начал выпускать СЗК — такой же конструкции, что и «Коммунар». С 1932-го по 1937 год с конвейера сошло их 39 000 штук.
В 1936-м люберецкий завод начал делать комбайны СКАГ-5А (северный комбайн Анвельта-Григорьева 5-й модели) с шириной захвата в 2,5 метра. Эта прицепная безмоторная техника работала на небольших площадях, где много осадков и низкая температура. Справлялся СКАГ и с уборкой гороха, вики. Их комбайны использовали в северо-западных районах СССР, Сибири, Средней Азии, отправляли на экспорт. В 1937 году они получили диплом Парижской выставки. Всего с конвейера сошло семь тысяч таких машин. В 1941 году началась Великая Отечественная война и СКАГ-5А перестали производить…
Благодаря собственному производству, уже к 1935 году зерновые совхозы убирали комбайнами 97,1 % площадей. Так, в уборочную кампанию 1937 года в СССР было уже около 120 тысяч комбайнов, собравших 39,2 % зерновых колосовых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке, которое достигало 25 % при использовании лобогреек.
Чего скрывать, очень плотно работали над созданием и более совершенного «Сталинца». Им стал первый советский самоходный комбайн С-4 («Сталинец-4»). Он в себя взял лучшее от комбайнов «Сталинец-1» и «Коммунар». Кстати, конструкторы в 1946 году получили даже Сталинскую премию I степени, за это уже через год эти комбайны начали массово выпускать. Данная модель могла по полю перемещаться уже самостоятельно, без трактора. На комбайнах С-4 устанавливали двигатели ЗИС-5 мощностью более 50 «лошадок» с регулятором оборотов и усиленным охлаждением воды и масла. Производительность комбайна при средних условиях составляла 2 гектара в час, а рабочая скорость — от 2 до 8 километров в час. Их вес — около 3,5 тонны. Самоходный С-4 выпускал Красноярский комбайновый завод, Тульский комбайновый завод, завод «Сызраньсельмаш». С 1947-го по 1955 год его делали под маркой «Сталинец-4», а с 1955-го по 1958-й — «Сталинец-4М». Кстати, в 1963 году «СК-4» был признан лучшим в мире и удостоен высших наград Лейпцигской международной торговой ярмарки (диплом 1 степени), международных выставок-ярмарок в Брно (золотая медаль) и в Будапеште (серебряный кубок).
14. Зерноуборочный комбайн «Сталинец-6» с трактором СХТЗ
А это уже Прицепной моторный комбайн РСМ-8. По сути, это последний прицепной комбайн в СССР. Комбайн стал преемником марки «Сталинец-6» и имел большой захват жатки, большую пропускную способность молотилки. Штифтовой барабан был заменен бильным. Эти усовершенствования делали его более производительным. Впервые он появился на свет на заводе «Ростсельмаш» в 1956 году и выпускался по начало 1958 года. Комбайн предназначался для уборки зерновых колосовых культур. Было изготовлено 49 923 таких машин. Его пропускная способность — 4 кг/с, двигатель бензиновый мощностью 52 л.с., бункер — 2,25 кубометра.