Маз 503 самосвал технические характеристики
Описание модели МАЗ-503А (503А)
ДВИГАТЕЛЬ
Модель двигателя ЯМЗ-236
Тип двигателя Четырехтактный, с воспламенением от сжатия
Число цилиндров 6
Расположение цилиндров V-образное, с углом развала 90°
Порядок работы цилиндров 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6
Диаметр цилиндров в мм 130
Ход поршня в мм 140
Рабочий объем цилиндров в л 11,15
Степень сжатия 16,5
Номинальная мощность в л. с 180
Номинальная скорость в об/мин 2100
Максимальный крутящий момент в кГ-м 68
Скорость вращения при максимальном крутящем моменте в об/мин 1500, не более
Минимальная скорость холостого хода в об/мин 450 — 550
Максимальная скорость холостого хода под воздействием регулятора в об/мин 2225 — 2275
Минимальный удельный расход топлива по скоростной характеристике в г/л. с. ч 167+5%
Способ смесеобразования — Непосредственный впрыск
Камера сгорания — Нераздельного типа в поршне Фазы газораспределения впускного клапана:
открытие 20° до в. м. т.
закрытие 56° после н. м. т.
выпускного клапана:
открытие 56° до н. м. т.
закрытие 20° после в. м. т.
Число клапанов на цилиндр — Один впускной и один выпускной
Диаметр тарелки клапана в мм:
впускного 61,5
выпускного 48
Подъем клапанов в мм 13,5
Зазор между клапаном и коромыслом толкателя (в холодном состоянии) в мм 0,25 — 0,30
Распределительный вал — Общий для обоих рядов цилиндров с шестеренным приводом
Топливоподающая аппаратура — Разделенная
Подкачивающий насос — Поршневой, установлен на корпусе топливного насоса высокого давления
Установочный угол опережения впрыска в градусах 20
Муфта опережения впрыска — Автоматическая, центробежная
Топливный насос высокого давления — Шестиплунжерный
Плунжеры — Золотникового типа
Порядок работы секций топливного насоса — 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6, нумерация секций со стороны привода
Регулятор скорости — Центробежный, всережимный
Форсунки — Закрытые, с многодырчатыми распылителями
Давление начала подъема форсуночной иглы в кГ/см. кв. 165+5
Топливные фильтры:
грубой очистки — Со сменным фильтрующим элементом из хлопчатобумажной ровницы
тонкой очистки — Со сменным фильтрующим элементом из древесной муки на пульвербакелитовой связке.
В крышке фильтра установлен перепускной жиклер
Топливо — Дизельное по ГОСТу 4749 — 49 или 305 — 62.
Система смазки — Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхней головки шатуна, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей. Зубчатые передачи, подшипники качения, зеркало цилиндров и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием Давление в масляной системе в кГ/см. кв.:
при номинальной скорости 4 — 7
при минимальной скорости холостого хода 1, не менее
Масляные фильтры — Два: грубой очистки с фильтрующим элементом из металлической сетки; тонкой очистки — центробежный с реактивным приводом
Система охлаждения масла — Масляный радиатор, устанавливаемый вне двигателя
Масло для двигателя, топливного насоса высокого давления, регулятора, стартера и для воздушных фильтров
Летом (при температуре воздуха выше +5°С):
— моторное масло М10В по ТУ 38-1-210-68;
— моторное масло М12В по МРТУ 12Н-3-62;
— моторное масло М12В по МРТУ 38-1-182-65, изготовленное на базе масла ДС-11 с присадками: 5% ВНИИ НП.370; 2% ПМС; 0,5% Л3-23к;
Кроме того, летом допускается применять:
— дизельное масло ДС-11 (МЮБ) по ГОСТу 8581 — 63 с присадками: 6% ВНИИ НП-360 и 0,003% ПМС-200А.
Зимой (при температуре воздуха ниже +5° С):
— дизельное масло ДС-8 (М8В) по ГОСТ 8581 — 63 с присадками: 5% ВНИИ НП-370; 2% ПМС; 0,5% Л3-23к; 0,005% ПМС-200А; 1% В-167.
Кроме указанных, зимой допускается применять:
— дизельное масло ДС-8 (М8Б) по ГОСТу 8581 — 63 с присадками: 6% ВНИИ НП-360; 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1; 0,003% ПМС-200А.
При эксплуатации двигателей на малосернистом дизельном топливе по ГОСТу 4749 — 49, кроме указанных выше масел, допускается применять:
— летом дизельное масло ДС-11 (МЮБ) по ГОСТу 8581 — 63 с присадками; 5% ЦИАТИМ-339; 0,003% ПМС-200А;
— дизельное масло Дп-11 по ГОСТу 5304 — 54 с присадкой 3% ЦИАТИМ-339;
— зимой — дизельное масло ДС-8 (М8Б) по ГОСТу 8581 — 63 с присадками: 5% ЦИАТИМ-339; 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1;
— дизельное масло Дп-8 по ГОСТу 5304—54. с присадкой 3% ЦИАТИМ-339.
Система охлаждения — Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя
Пусковое устройство — Электрический стартер типа СТ-103, 24 в
Блок цилиндров — Отлит из легированного чугуна вместе с верхней частью картера
Гильзы цилиндров — Мокрого типа, отлиты из легированного чугуна
Головки цилиндров — Две, по одной на каждый ряд цилиндров, отлиты из легированного чугуна
Коленчатый вал — Кованый с привертными противовесами; поверхности шеек закалены с нагревом т. в. ч.
Число опор коленчатого вала 4
Подшипники коренные — Скольжения, со сменными вкладышами
Подшипники шатунные — Скольжения, со сменными вкладышами
Поршни — Из алюминиевого сплава
Пальцы поршневые — Плавающие, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами
Шатуны — Стальные, двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки
Маховик — Чугунный со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Габаритные размеры двигателя в мм:
длина 1020
длина с коробкой передач и сцеплением 1844
ширина 1041
высота 1195
Масса незаправленного двигателя в кг:
без вспомогательного оборудования (по ГОСТу 491-55) 820
со вспомогательным оборудованием, с коробкой передач и сцеплением 1195
Пусковой подогреватель двигателя — Жидкостной, ПЖД-44
Характеристики карьерного самосвала МАЗ-503 и нескольких модификаций
МАЗ-503 — карьерный самосвал, серийно выпускавшийся в 1965-1977 гг. Минским автозаводом. Имеет несколько модификаций, отличающихся формой и высотой борта, направлением разгрузки, кабиной.
Технические характеристики
Базой для разработки машины послужил бортовой грузовик МАЗ-500. На уровне опытного образца самосвал был готов к середине 1958 г. С 1963 г. он пошел в опытно-промышленную сборку, через 2 года — в серию. МАЗ-503 имеет модификации, которым присвоены индексы: А, Б, С (вариант для Севера), В, Г (последние 2 приобрели обогрев кузова). На его основе разработаны модели:
- 300 — более эффективная для условий карьера;
- 509Б — полноприводная;
- 510 — кабина с 1 местом;
- 511+847 — автопоезд с разгрузкой набок.
3 последних модели в серии не выпускались.
Отличие машины от базовой заключается в:
- узкой направленности — для перевозки карьерного грунта;
- использовании гидравлических амортизаторов телескопического типа;
- уменьшенной до 3,4 м колесной базе.
Остальные изменения были незначительны, коснулись кабины, которая:
- осталась такой же, как у современных МАЗовских мусоровозов МКМ, полностью металлической;
- изготовлена с помощью сварки;
- получила к 3 сидячим местах 1 спальное.
- устройством встряски кузова, что позволяет производить качественнее выгрузку;
- гидравлическим механизмом подъема/опускания кузова, управляемым из кабины;
- гидроусилителем руля;
- трансмиссией с передаточным числом 9,57;
- тормозной системой без передачи на прицеп;
- электрическими стеклоочистителями;
- ручными стеклоподъемниками;
- 4-тактным двигателем ЯМЗ-236 объемом — 11,1 л, с 6 цилиндрами, расположенными V-образно, мощностью — 180 л. с., степенью сжатия — 16,5, непосредственным впрыском смеси, расходом топлива — 22 л на 100 км, что почти в 2 раза меньше, чем у САЗ-3503, выпускавшегося для нужд сельхозпредприятий;
- механической КП с 6 передачами.
Технические характеристики самосвала:
- габариты — 5,785х2,5х2,65 м;
- радиус поворота — 8,5 м;
- клиренс — 27 см;
- ширина колеи — 1,865 м (задних колес), 1,97 — передних;
- грузоподъемность — 8 т;
- снаряженный и полный вес — соответственно 7,25 и 15,25 т;
- предельные нагрузки на мосты: 3,58 (передний), 10 (задний);
- максимальная скорость передвижения — 75 км/ч.
МАЗ-503А
Это вторая модификация самосвала (первая получила индекс Б). Отличия от предшественника:
- измененный фронтальный вид;
- машины стали более современными: кабинный обогреватель, световые приборы.
МАЗ-503Б
Это первая модификация машины. Изменения в ней незначительные, и их немного:
- у кузова стали прямыми борта;
- появилось авторегулирование открытия заднего борта;
- переработана гидравлика, улучшилась управляемость.
Цена и аналоги
Цена самосвалов — 145-300 тыс. руб., зависит от возраста. Есть предложения проката машин, стоимость аренды — от 1 тыс. руб. за смену.
Маз 503 самосвал технические характеристики
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Грузоподъемность в кг. 8000
Полная масса автомобиля с грузом в кг. 15250
Распределение массы без груза в кг.
на переднюю ось 3580
на задний мост 3520
Распределение массы с грузом в кг
. на переднюю ось 5250
на задний мост 10000
База автомобиля в мм 3400
Колея задних колес (между серединами двойных скатов) в мм 1865
Колея передних колес в мм 1970
Дорожные просветы в мм: до передней оси 270
до картера заднего моста 270
Наименьший радиус поворота в обе стороны в м
по бамперу 8.5
по колее переднего наружного колеса 7,5
Углы свеса (с полной нагрузкой) в градусах:
передний 28
задний 48
Габаритные размеры в мм:
длина 5785
ширина 2500
высота (без груза) 2650
Емкость кузова (без дополнительных бортов) в м. куб. 5,1
Наибольшая скорость при полной нагрузке на горизонтальном участке прямой дороги в км/ч 75
Путь торможения автомобиля (с полной нагрузкой без прицепа), движущегося со скоростью 40 км/ч на горизонтальном участке сухой дороги с твердым покрытием, не должен превышать, в м 18
Контрольный расход топлива на 100 км пути в л 22
ДВИГАТЕЛЬ
Модель двигателя ЯМЗ-236
Тип двигателя Четырехтактный, с воспламенением от сжатия
Число цилиндров 6
Расположение цилиндров V-образное, с углом развала 90°
Порядок работы цилиндров 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6
Диаметр цилиндров в мм 130
Ход поршня в мм 140
Рабочий объем цилиндров в л 11,15
Степень сжатия 16,5
Номинальная мощность в л. с 180
Номинальная скорость в об/мин 2100
Максимальный крутящий момент в кГ-м 68
Скорость вращения при максимальном крутящем моменте в об/мин 1500, не более
Минимальная скорость холостого хода в об/мин 450 — 550
Максимальная скорость холостого хода под воздействием регулятора в об/мин 2225 — 2275
Минимальный удельный расход топлива по скоростной характеристике в г/л. с. ч 167+5%
Способ смесеобразования — Непосредственный впрыск
Камера сгорания — Нераздельного типа в поршне
Фазы газораспределения впускного клапана:
открытие 20° до в. м. т.
закрытие 56° после н. м. т.
выпускного клапана:
открытие 56° до н. м. т.
закрытие 20° после в. м. т.
Число клапанов на цилиндр — Один впускной и один выпускной
Диаметр тарелки клапана в мм:
впускного 61,5
выпускного 48
Подъем клапанов в мм 13,5
Зазор между клапаном и коромыслом толкателя (в холодном состоянии) в мм 0,25 — 0,30
Распределительный вал — Общий для обоих рядов цилиндров с шестеренным приводом
Топливоподающая аппаратура — Разделенная
Подкачивающий насос — Поршневой, установлен на корпусе топливного насоса высокого давления
Установочный угол опережения впрыска в градусах 20
Муфта опережения впрыска — Автоматическая, центробежная
Топливный насос высокого давления — Шестиплунжерный
Плунжеры — Золотникового типа
Порядок работы секций топливного насоса — 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6, нумерация секций со стороны привода
Регулятор скорости — Центробежный, всережимный
Форсунки — Закрытые, с многодырчатыми распылителями
Давление начала подъема форсуночной иглы в кГ/см. кв. 165+5
Топливные фильтры:
грубой очистки — Со сменным фильтрующим элементом из хлопчатобумажной ровницы
тонкой очистки — Со сменным фильтрующим элементом из древесной муки на пульвербакелитовой связке. В крышке фильтра установлен перепускной жиклер
Топливо — Дизельное по ГОСТу 4749 — 49 или 305 — 62.
Система смазки — Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхней головки шатуна, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей. Зубчатые передачи, подшипники качения, зеркало цилиндров и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием
Давление в масляной системе в кГ/см. кв.:
при номинальной скорости 4 — 7
при минимальной скорости холостого хода 1, не менее
Масляные фильтры — Два: грубой очистки с фильтрующим элементом из металлической сетки; тонкой очистки — центробежный с реактивным приводом
Система охлаждения масла — Масляный радиатор, устанавливаемый вне двигателя
Масло для двигателя, топливного насоса высокого давления, регулятора, стартера и для воздушных фильтров Летом (при температуре воздуха выше +5°С):
— моторное масло М10В по ТУ 38-1-210-68;
— моторное масло М12В по МРТУ 12Н-3-62;
— моторное масло М12В по МРТУ 38-1-182-65, изготовленное на базе масла ДС-11 с присадками: 5% ВНИИ НП.370; 2% ПМС; 0,5% Л3-23к;
Кроме того, летом допускается применять:
— дизельное масло ДС-11 (МЮБ) по ГОСТу 8581 — 63 с присадками: 6% ВНИИ НП-360 и 0,003% ПМС-200А.
Зимой (при температуре воздуха ниже +5° С):
— дизельное масло ДС-8 (М8В) по ГОСТ 8581 — 63 с присадками: 5% ВНИИ НП-370; 2% ПМС; 0,5% Л3-23к; 0,005% ПМС-200А; 1% В-167.
Кроме указанных, зимой допускается применять:
— дизельное масло ДС-8 (М8Б) по ГОСТу 8581 — 63 с присадками: 6% ВНИИ НП-360; 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1; 0,003% ПМС-200А.
При эксплуатации двигателей на малосернистом дизельном топливе по ГОСТу 4749 — 49, кроме указанных выше масел, допускается применять:
— летом дизельное масло ДС-11 (МЮБ) по ГОСТу 8581 — 63 с присадками; 5% ЦИАТИМ-339; 0,003% ПМС-200А;
— дизельное масло Дп-11 по ГОСТу 5304 — 54 с присадкой 3% ЦИАТИМ-339;
— зимой — дизельное масло ДС-8 (М8Б) по ГОСТу 8581 — 63 с присадками: 5% ЦИАТИМ-339; 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1;
— дизельное масло Дп-8 по ГОСТу 5304—54. с присадкой 3% ЦИАТИМ-339.
Система охлаждения — Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя
Пусковое устройство — Электрический стартер типа СТ-103, 24 в
Блок цилиндров — Отлит из легированного чугуна вместе с верхней частью картера
Гильзы цилиндров — Мокрого типа, отлиты из легированного чугуна
Головки цилиндров — Две, по одной на каждый ряд цилиндров, отлиты из легированного чугуна
Коленчатый вал — Кованый с привертными противовесами; поверхности шеек закалены с нагревом т. в. ч.
Число опор коленчатого вала 4
Подшипники коренные — Скольжения, со сменными вкладышами
Подшипники шатунные — Скольжения, со сменными вкладышами
Поршни — Из алюминиевого сплава
Пальцы поршневые — Плавающие, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами
Шатуны — Стальные, двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки
Маховик — Чугунный со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Габаритные размеры двигателя в мм:
длина 1020
длина с коробкой передач и сцеплением 1844
ширина 1041
высота 1195
Масса незаправленного двигателя в кг:
без вспомогательного оборудования (по ГОСТу 491-55) 820
со вспомогательным оборудованием, с коробкой передач и сцеплением 1195
Пусковой подогреватель двигателя — Жидкостной, ПЖД-44
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА
Сцепление — Фрикционное, сухое, двухдисковое
Коробка передач — Механическая, пятискоростная, трехходовая с синхронизаторами на 2 — 3-й и 4 — 5-й передачах
Передаточные числа коробки передач:
первая передача 5,26
вторая передача 2,90
третья передача 1,52
четвертая передача 1,00
пятая передача 0,66
задний ход 5,48
Карданные валы — Один, открытого типа, средняя часть вала трубчатая. Шарниры с игольчатыми подшипниками
Главная передача — Пара конических шестерен со спиральным зубом
Колесная передача — Цилиндрические прямозубые шестерни (центральная, три сателлита и коронная шестерня внутреннего зацепления)
Общее передаточное число заднего моста 8,28
Дифференциал — Конический, с четырьмя сателлитами
Полуоси — Полностью разгруженные
Картер заднего моста — Литой, из стали с запрессованными трубчатыми кожухами
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
Рулевой механизм — Винт, гайкарейка с перекатывающимися шариками, сектор
Передаточное число рулевого механизма 23,6
Усилитель рулевого управления — Гидравлический
Максимальный угол поворота передних колес в градусах:
вправо 38
влево 38
Ножной тормоз — Колодочный, на все колеса
Привод ножного тормоза — Пневматический, тормозные камеры с резиновыми диафрагмами
Воздушный компрессор — Двухцилиндровый, с жидкостным охлаждением головки
Ручной тормоз — Центральный, колодочного типа, расположен на фланце ведущей шестерни заднего моста
Моторный тормоз — Компрессионный с вращающейся заслонкой в выхлопной системе
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рама — Клепаная из штампованных деталей
Буксирный прибор — Буксирная вилка
Подвеска автомобиля — Четыре продольные полуэллиптические передние и задние рессоры, установлены передними концами на пальцах в кронштейнах рамы, задними концами — на скользящих опорах. На задней подвеске две дополнительные продольные полуэллиптические рессоры
Амортизаторы — Гидравлические, телескопического типа, двойного действия
Передняя балка — Кованая, двутаврового сечения
Установка передних колес:
угол развала колес в градусах 1
поперечный наклон шкворня в градусах 8
продольный наклон шкворня в градусах 2,5
схождение колес (по торцам тормозных барабанов) в мм 3 — 5
Колеса — Бездисковые, с бортовыми и замочными кольцами
Шины — Низкого давления, размером 11,00 — 20* с 14 слоями корда. Передние — односкатные, задние — двухскатные
Давление воздуха в шинах 11,00—20 в кГ/см. кв:
передних колес 6,5
задних колес 6,5
Давление воздуха в шинах 12,00—20 в кГ/см. кв:
передних колес 5,5
задних колес 5,5
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Генератор — Г-271 переменного тока работает совместно с релерегулятором РР-127
Аккумуляторные батареи — 2 шт., типа 6ТСТ-165ЭМС
Стартер — Типа СТ-103, 24 в, 9,5 л. с. с электромагнитным механизмом включения
Фары — Две основные (двухсветные с ближним и дальним светом) и две противотуманные
Подфарники — Двухсветные, для указания габарита и сигнала поворота
Задний фонарь, левый — С двумя лампами, служит для обозначения габарита, освещения номерного знака, сигнала торможения и указателя поворота
Задний фонарь правый — С двумя лампами, служит для обозначения габарита, сигнала торможения и указателя поворота. Рассеиватели задних фонарей являются одновременно и задними отражателями света
Переключатель сигналов поворота — Позволяет использовать задние фонари в качестве указателей сигналов поворота
Внутреннее освещение кабины — Плафон, лампы освещения приборов
Сигнал — Вибрационного типа, двухтональный
Стеклоочиститель — Два, электрического типа
Радиоприемник — АТ-64М, 24 в, двухдиапазонный
КАБИНA И КУЗОВ
Кабина- Трехместная, цельнометаллическая, сварная, с боковыми дверями, спальным местом, со спинками сидений. Для обеспечения удобного доступа к двигателю кабина опрокидывается относительно передних шарниров на угол 45°. В рабочем положении фиксируется на раме запорным механизмом
Оборудование кабины — Спускающиеся стекла дверей, противосолнечные козырьки, стеклоочистители, резиновые коврики пола, зеркала заднего вида, вещевой и инструментальный ящик, устройства для отопления и вентиляции
Сиденья — Раздельные для водителя и пассажиров; сиденье водителя регулируемое
Платформа — Металлическая сварная универсального типа, задний борт автоматически открывается и закрывается
Седельное устройство — Двухшарнирное с автоматическим замком
МЕХАНИЗМ ПОДЪЕМА ПЛАТФОРМЫ АВТОМОБИЛЯ
Тип — Гидравлический, одноцилиндровый, телескопического типа, с непосредственным воздействием цилиндра на платформу Управление — Из кабины водителя, пневматическое; пневмопривод воздействует на коробку отбора мощности и клапан управления Разгрузка платформы — Назад, максимальный угол подъема платформы 55°. В гидросистеме имеется специальный клапан, обеспечивающий встряхивание платформы в конце подъема
Насос — Шестеренный, крепится на фланце коробки отбора мощности
Цилиндр — Телескопический, с тремя выдвижными звеньями
Привод насоса — От коробки отбора мощности, непосредственный
ЗАПРАВОЧНЫЕ ЕМКОСТИ в литрах
Топливный бак автомобиля 175
Система охлаждения двигателя 28 — 30
Система смазки двигателя 21
Картер коробки передач 5,5
Картер главной передачи заднего моста 11,5
Картер колесной передачи 1,5
Картер рулевого механизма 1,2
Подъемник опрокидывающего механизма 25
Система гидроусилителя руля 4
Котел пускового подогревателя 8
МАЗ-503 — легенда советского автопрома
Техника советского производства даже сейчас удивляет многих своей надежностью, мощью и долговечностью. Среди наиболее интересных представителей автопрома СССР стоит выделить МАЗ-503.
Прародитель
Новая модель крупногабаритной техники была разработана на основе современного и прогрессивного по тем временам грузовика МАЗ-500. Он представлял собой самосвал с 11,2-литровым дизельным двигателем мощностью 180 лошадиных сил. Для перевозки грузов стандартная модель была оснащена деревянными бортами.
Максимальная грузоподъемность составляла 7,5 тыс. кг. Модификации модели МАЗ-500 отличались различными видами бортов:
- МАЗ-500В в своей конструкции имел металлическую платформу, что положительно сказывалось на транспортировочных возможностях;
- МАЗ-500Г имел удлиненный кузов, что позволяло перевозить материалы большой длины.
Впоследствии эти две основные модификации заменили новые представители тяжеловесной техники – МАЗ-503 (самосвал), МАЗ-504 (седельный тягач) и МАЗ-509, предназначенный для перевозки материалов древесины. Рассмотрим первый вариант подробнее.
МАЗ-503: описание модели
Советские ученые не стали изобретать нечто совершенно новое, поэтому грузовик в первые годы выпуска практически ничем не отличался от своего «отца». Существенные нововведения были внедрены в конструкцию в 1970 году.
Именно с тех самых пор базой автомобиля служит клепанная из штампованных деталей прочная рама. Ходовая часть грузовика держится на 4 полуэллиптических рессорах, расположенных продольно раме. Это, в сочетании с гидравлическими телескопическими амортизаторами, наделили самосвал МАЗ-503 грузоподъемностью и хорошей проходимостью.
Для транспортировки грузов модель оснастили универсальной металлической сварной платформой, у которой задний борт автоматически открывался и закрывался на шарнирах. Гидравлический привод опрокидывал платформу, а специально встроенный клапан встряхивал ее, чтобы гарантировать полную разгрузку.
Технические характеристики
Благодаря своей конструкции автомобиль МАЗ-503 отличается впечатляющими техническими характеристиками:
- максимальная грузоподъемность – 8 тонн;
- снаряженная масса – 7520 кг;
- максимальная скорость – 75 км/ч;
- расход топлива – 22 литра на 100 км;
- максимальный крутящий момент – 1503 оборота/минуту;
- габариты – 5785х2500х2650 мм;
- радиус разворота – 15 м;
- клиренс (дорожный просвет) – 29,5 см.
Из-за относительно больших размеров и радиуса поворота назвать автомобиль маневренным нельзя.
Двигатель и трансмиссия
Своей проходимостью и грузоподъемностью самосвал МАЗ-503 обязан мощному дизельному двигателю ЯМЗ-236. Силовая установка имеет в своем составе 6 цилиндров, расположенных в V-образном порядке. Рабочий объем составляет 11,15 литра, из-за чего максимальная мощность находится на уровне в 180 лошадиных сил.
Система охлаждения жидкостная, с принудительной циркуляцией антифриза и термостатическим устройством. Последнее устройство предназначалось для создания оптимального температурного режима вне зависимости от погодных условий.
Особенностью установки можно назвать сложную систему очистки горючего. Прежде чем попасть в камеру сгорания, дизель подвергался грубой и тонкой очистке. Для этого в систему подачи топлива было встроено два фильтра – элемент для хлопчатобумажной ровницы для первичной обработки и фильтр из древесной муки на пульвербакелитовой связке.
Это одновременно увеличило долговечность агрегата и позволило использовать топливо низкого качества. Подобная система использовалась в масляной системе двигателя смешанного типа.
Трансмиссия автомобиля МАЗ-503 представлена механической 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на всех скоростях, кроме первой. Двухдисковое сцепление сухого типа с фрикционами зарекомендовало себя с положительной стороны.
В современном мире
На рынке крупногабаритной техники больше не встретишь этого представителя самосвалов. Они были актуальны и востребованы до 1980 годов, но затем были вытеснены более прогрессивными грузовиками, созданными на базе МАЗ-5335.
Но сохранившиеся до наших дней экземпляры советского выпуска могут активно применяться на средних строительных площадках, в сельском хозяйстве и в некоторых промышленных областях. И с каждым годом их количество становится все меньше.
В скором времени МАЗ-503 (фото которого можно увидеть в данной статье) станет только воспоминанием. Те же, кто интересуется советским автопромом, могут найти масштабную (1:43) модель костромского завода.