Agroupp.ru

Аграрный справочник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первый советский трактор

Колесные и гусеничные трактора СССР

Трактора СССР были первыми машинами, выпуску которых придавалось большое значение. Спецтехнику поставляли в колхозы, задача которых состояла в выполнении продовольственной программы. Первые трактора обеспечили высокую производительность труда при выполнении сельскохозяйственных работ. Несмотря на малую мощность, они хорошо справлялись с поставленными задачами. Трактористы в союзе были почитаемыми людьми, считались грамотными и образованными.

Советские колесные трактора

В начале 20-х годов 20 века на ленинградском заводе «Красный Путиловец» приступили к выпуску российского трактора. Основой конструкции советской машины послужила американская модель, пользующаяся высоким спросом за рубежом. Поэтому Фордзон — прототип последующих колесных советских тракторов. От конструкторов завода требовалось усовершенствовать зарубежную модель в кратчайшие сроки.

Машина была безрамной, с поперечно установленным 4-цилиндровым двигателем. В качестве горючего служила сырая нефть. Весила около 2 т, развивала скорость до 3-х км/ч. Использовалась преимущественно на сельскохозяйственных работах и для перемещения грузов. Так было положено начало массовому производству колесных тракторов.

Первый трактор в СССР был выпущен в 1923 г. Это была универсальная машина, востребованная колхозами и промышленными предприятиями. Советские трактора во многом обусловили успех первых пятилеток, задачей которых был подъем народного хозяйства. Все модели спецтехники использовалась для выполнения широкого спектра работ:

  • вспашки полей;
  • буксировки тяжеловесных грузов на лесопильных предприятиях;
  • на строительстве дорог и зданий;
  • в коммунальном хозяйстве.

Минитрактора выпускались небольшими партиями, т. к. их конструкция непрестанно совершенствовалась.

Коломенец 1

Начиная с 1923 года в течение 6 лет на заводе тракторостроения в г. Коломна осуществлялось производство тракторов Коломнец 1. Это был почти полный аналог американского Могул. Но советские конструкторы отказались от нескольких узлов зарубежной машины и тем самым облегчили конструкцию российской. Это обеспечило ее более высокую скорость.

Коломенская модель имела рамный остов, была оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 25 л. с. Силовую установку расположили вертикально, радиаторную систему охлаждения заменили градирней. Всего было выпущено 500 машин этой модели.

Запорожец

В 1923 году на заводе «Красный Прогресс» было запущено производство тракторов Запорожец. Это была облегченная модель, специально созданная для работы с двухкорпусным плугом. Отличительная особенность машины в том, что ее изготавливали из недорогих и доступных материалов. Двигатель работал на сырой нефти. Для запуска требовалось раскалить запальную головку. У машины было 3 колеса — 2 передних и 1 заднее. Агрегат мог развивать скорость не более 3,6 км/ч.

Карлик

В начале 20-х годов прошлого века талантливым российским изобретателем Я. В. Маминым были разработаны два трактора — Гном и Карлик. В отличие от иностранных моделей, это были легкие и маневренные машины, простые в сборке и ремонте. В конструкцию Карлика входил не имеющий аналогов одноцилиндровый двигатель высокого сжатия, изобретенный Маминым.

Несмотря на легкий вес (до 1,4 т) и невысокую мощность в 12 л. с., Карлик обладал большей тяговой силой, чем зарубежные тракторы, и превосходил по этому показателю даже американский Фордзон. Все это обеспечило высокий спрос на данную модель, и в течение 4 лет завод «Возрождение» ежедневно выпускал Карликов 1.

Фордзон-Путиловец

В 1924 г на заводе «Красный Путиловец» приступили к производству трактора Фордзон-Путиловец. Правительством было принято решение о выпуске машин на основе модели американского Фордзона, но адаптированных для российских условий. Тем самым сокращали время, требуемое для разработки отечественной модели.

Фордзон-Путиловец стал основой для всей колесной спецтехники. Машина оснащалась четырьмя колесами, задние из которых были ведущими. В передней части находился вертикально установленный двигатель. Сиденье оператора располагалось над задним мостом.

Особенность модели в том, она имеет безрамную конструкцию. Такой прием был использован впервые в мировом машиностроении. Таким образом добились нескольких преимуществ:

  • более легкого веса;
  • маневренности;
  • экономии на материалах изготовления;
  • более высокой скорости перевижения.

Четырехтактный четырехцилиндровый двигатель карбюраторного типа обеспечивал мощность 20 л. с. Машина управлялась КПП с тремя передачами: двумя передними и одной задней.

Универсал

В начале 30-х годов прошлого века на Кировском заводе в Ленинграде приступили к производству мощного по тем временам трактора Универсал. Машина разрабатывалась с целью механизации посева и обработки пропашных культур. Прототипом послужил американский Фармолл. Но в процессе разработки российской машины конструкция зарубежной была настолько изменена, что Универсал считают самостоятельной моделью. Причем одновременно были сконструированы сразу две ее модификации, а через некоторое время третья и четвертая:

  1. «У-1» — для обработки высококостебельных пропашных культур.
  2. «У-2» — для низкостебельных.
  3. «У-3» — для междурядной обработки.
  4. «У-4» — для уборки хлопка.

Характеристики трактора Универсал позволяли использовать его и в качестве тяговой техники. В середине 30-х годов эти машины выпускали сразу на двух заводах: Кировском и Владимирском тракторном.

Т-150, выпускаемый Харьковским и Минским тракторными заводами, стал самой мощной и быстроходной сельскохозяйственной машиной 60-х годов 20 века. Разработкой этой техники занимались ведущие конструкторы и изобретатели Советского Союза. Они решали задачу массовой поставки модернизированной спецтехники на смену устаревшим моделям.

Технические характеристики трактора:

  • мощность — 170 л. с.;
  • скорость оборотов коленвала — 2100 в минуту;
  • минимальный радиус поворота — 6,5 м;
  • дорожный просвет — 400 мм;
  • тяговое усилие — 6000 кгс.

Машина оснащалась бензиновым шестицилиндровым двигателем с турбонадувом СМД-60, запуск которого осуществлялся электростартером. Начиная с 1971 года на Т-150 начали устанавливать более мощные двигатели: ЯМЗ-236, 236НЕ, 238М2. Трансмиссия трактора гидромеханическая с 2-дисковым сцеплением и пневматическим приводом. Остов полурамный, коробка передач механического типа.

Гусеничные трактора СССР

Начиная с середины 60-х годов прошлого века в России активно проводились исследования по эффективности применения в сельском хозяйстве тракторов колесного типа.

В результате были сделаны выводы о том, что выгоднее и безопаснее в эксплуатации машины на базе гусениц.

В отличие от колесных, они не вызывают большого уплотнения почвы, влекущего снижение урожайности на 25%. Есть у гусеничных моделей и другие преимущества:

  • более высокая проходимость по рыхлым и вязким грунтам;
  • снижен риск пробуксовывания;
  • более высокие тяговые характеристики.

В связи с этим было принято решение о переходе крупнейших тракторостроительных заводов страны на производство машин на базе гусениц. К 80-м годам 20 века колхозы и совхозы России были полностью укомплектованы техникой этого типа.

Техника данного вида представлена следующими моделями.

Коммунар

Коммунар — первая модель гусеничного трактора, производство которой осуществлялось ХТЗ (Харьковским тракторным заводом) с 1924 по 1931 гг. В период Великой Отечественной войны эта техника использовалась в качестве тяговой для артиллерийских орудий. Всего было разработано 3 модификации базовой модели:

Технические характеристики трактора Коммунар:

  • масса — 8,5 т;
  • мощность — 50 л. с.;
  • максимальная скорость — 7 км/ч;
  • коробка передач трехступенчатая (2 вперед и 1 назад).
Читать еще:  Замена удостоверения тракториста машиниста

В 50-х годах прошлого века было налажено производство первого дизельного гусеничного трактора Д-54. Его выпуск осуществлялся тремя крупнейшими заводами страны: Сталинградским, Харьковским и Алтайским. Эту мощную машину использовали для всех видов работ, где требовались выносливость, проходимость, большое тяговое усилие.

Д-54 был оборудован 5-ступенчатой механической коробкой передач, развивал скорость до 5,7 км/ч, обладал тяговой мощностью 2000 кгс.

Дт-75 — самый массовый гусеничный трактор СССР

Д-75 — спецтехника общего назначения, выпускаемая в России с 1973 года. Первые машины были оснащены дизельными двигателями мощностью 75 л. с. Трактор имеет рамную конструкцию, в первоначальном варианте был оборудован кабиной автомобильного типа с регулируемым по высоте сиденьем.

Начиная с модификации Д-75М высота и оснащение кабины регулярно претерпевали изменения в сторону повышения комфортабельности.

Для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями предусмотрена возможность холодного запуска двигателя. Конструкция машины позволяет присоединять к ней полунавесное оборудование бокового типа. Это предоставляет возможность использовать трактор как бетоноукладчик и погрузчик. Таким образом спектр выполняемых спецтехникой задач был расширен. В него вошли бурильные, дорожные и строительные работы. По сей день тракторы этой модели востребованы сельским хозяйством и промышленностью, активно эксплуатируются в самых разных условиях.

Самые распространенные и известные трактора в СССР

Российская империя с давних времен считалась аграрной страной, широко использующей сельский труд. В Советском Союзе, несмотря на смену курса и развитие тяжелой промышленности, проводилась массовая коллективизация и создание колхозов.

Их задачей было обеспечение огромного государства продовольствием. А так на дворе стоял 20-ый век, век научного прогресса и великих открытий, без помощи передовой на тот момент техники не обошлось.

Лучший помощник колхозника

Одним из незаменимых инструментов в освоении новых земельных участков для рабочего стал трактор. Эта мощная машина помогала вспахивать землю, перевозила урожай, помогала расстраиваться в новых, необжитых землях. О популярных моделях тракторов и пойдет речь ниже.

Фордзон-Путиловец. Капиталистическая калька

Этот трактор, один из первых, если не первый, сделанных на территории СССР, являлся настоящим символом коллективизации. Его массово изображали на плакатах, агитках, с ним выпускали почтовые марки.

Интересно, знали ли широкие массы, что Фордзон является практически “дословной” копией американского трактора фирмы Форд? Но как бы то ни было, на просторах молодой страны он стал действительно ценным помощником сельского хозяйства. Первая модель была выпущена в 1924-ом, последняя сошла с конвейера в 1932-ом.

Универсал. Чужой, но все же наш

Один из сменщиков Фордзона стал трактор Универсал. Хотя и он тоже был срисован с зарубежного экземпляра, все же советские инженеры настолько обновили и перелопатили конструкцию, что трактор стал напоминать скорее фильм “по мотивам”, чем практически идентичную копию.

В пользу уникальности Универсала говорит то, что он стал первым трактором, который СССР экспортировал за границу. Выпускался с 1934-го по 1955-ый.

ДТ-14. Харьковская мощь

Выпуск этой машины начался в 1955-ом году, на Харьковском тракторном заводе, и предназначался для овощеводной отрасли сельскохозяйственной промышленности, а также активно участвовал в перевозке разнообразных грузов — от строительных материалов до отходов производства.

Удачность модели подтвердили неоднократные модификации, которые делали машину действительно универсальным средством для решения широкого спектра задач. Выпускался всего 4-ре года из-за того, что тракторная промышленность в те года переживала большой всплеск, и автопарк регулярно обновлялся, чтобы соответствовать потребностям колхоза.

Т-4. Мощь и недостатки

Нуждалась также сельская промышленность не только в тракторах, которые бы перевозили урожай, но и в тех, которые за короткий срок могли бы вспахивать большие участки чернозема. На момент 50-ых годов, именно такие машины были в остром дефиците.

Поэтому на Алтайский тракторный завод поступил заказ на производство трактора новых, не использованных ранее, мощностей и тягловой силы. Именно такой машиной и стал Т-4. Его существенной отличительной чертой было наличие гусениц, а не колес, в качестве инструмента передвижения. Дело в том, что по исследованиям советских агрономов, колесные трактора при работе непосредственно в поле, могли наносить серьезный ущерб почве и сильно уменьшать ее плодородие. Но вот использование гусениц практически нивелировало эту проблему.

В итоге трактор широко использовался в освоении целины Сибири и Казахстана. Но несмотря на это, техническая конструкция вызывала ряд нареканий. Что, в итоге, все же не сильно сказалось на количественном показателе эксплуатации — Т-4 стал одним из самых узнаваемых тракторов из СССР.

Беларусь. Лицо советского экспорта

Одним из самых узнаваемых тракторов на всем постсоветском пространстве являются машины, выпускавшиеся на Минском тракторном заводе. Серия, которая берет свое начало в уже далеком 1950-ом году, продолжает свое существование и до сих пор.

Она знакома не только по культовым моделям, типа МТЗ-50 или МТЗ-80, но также продолжает пополняться новыми машинами, которые находят свое применение в странах СНГ и в Европе. В том числе, тракторы Беларусь имеют в своей копилке награды различных выставок сельскохозяйственной техники.

Еще в советское время, машина получила свое признание не только в СССР, но и в ближайшем зарубежье — трактор активно экспортировали в страны социалистического лагеря и в ГДР.

ЮМЗ-6. Прототип для Volvo

Созданный Южным машиностроительным заводом, выпускался и после развала СССР, вплоть до 2001-го года. И сейчас его можно встретить на улицах городов и поселков в качестве снегоуборщика или экскаватора.

Пик своей славы пережил в конце 70-ых, начале 80-ых годов, когда на его базе шведский автоконцерн выпускал свой трактор Volvo BM-700.

ДТ-75. Простой и надежный

Одним из самых популярных тракторов в сельском хозяйстве являлся ДТ-75. Обладая гусеничным ходом, он широко применялся на пахотных полях, был мощным и в то же время удобным в пользовании. Многие отдавали предпочтение именно ему перед не таким удачным Т-4. Что и говорить, как результат, ДТ-75 широко засветился в качестве одного из “актеров” фильма “Русское поле” и был даже удостоен памятника.

В силу удачности модели, выпускается и сейчас, пережив ряд модификаций и модернизаций.

Т-800. Гигант

Название этого трактора навевает легкую ностальгию о постапокалиптических фильмах 90-ых. Выпущенный в 1983-ем году, он используется на работах горнорудной промышленности, выполняет большой объем земляных работ при строительстве дорог.

Сталинец-100. Скромный работяга

Сталинец, первая модель которого вышла с конвейера в 1956-ом, а последняя — в 1994-ом, являет собой промышленный трактор, использовавшийся при расчищении завалов, снегоуборочных работах, на его основе строили мощные бульдозеры. За годы выпуска было создано более 120 000 копий.

Читать еще:  Замена прав тракториста машиниста

Т-100. Помощник строителей

Являющийся идейным продолжением Сталинца, Т-100 отличался не только высокой работоспособностью, но и беспрецедентным уровнем комфорта в кабине водителя.

Используясь в той же сфере, что и предшественник, он также получил широкую популярность при использовании в строительных работах по всему СССР.

Заключение

Тракторов в СССР было огромное множество, и вышеперечисленные модели не дадут всего представления об обширном автопарке машин. Некоторые из них канули в небытие, некоторые же — живут и здравствуют по сей день. А некоторые получили более широкое признание, чем в советское время.

Первый советский трактор

В результате проведенных работ предпочтение было отдано тракторам «Интернационал». В качестве преимуществ «Интернационалов» перед конкурентами в частности назывались:
— рациональная компоновка;
— простота управления и технического обслуживания;
— относительные дешевизна машины (табл. 1) и дешевизна ее ремонта;
— удачный подбор передаточных чисел трансмиссии;
— возможность работы в поле со всеми существующими типами орудий, в т.ч. с трехкорпусным плугом;
удобство использования на стационаре для привода машин от бокового с поперечной осью вращения шкива отбора мощности;
— приспособленность конструкции к крупносерийному производству.

Табл.1 Сравнение стоимостных показателей различных колесных тракторов — прототипов для первого тракторного завода СССР

Примечание: * Приведенная мощность на крюке отличается от величин, заявляемых производителем.

Место для строительства первого тракторного завода выбиралось, исходя из анализа следующих условий:
— снабжение завода сырьем, материалами, топливом, энергией;
— отгрузка готовых изделий;
— стоимость строительных материалов и работ;
— рынок рабочей силы, жилищные условия.
Обсуждались города Воронеж, Запорожье, Ростов-на-Дону, Сталинград, Харьков и Челябинск. По комплексу перечисленных критериев выбор остановился на Сталинграде. Например, общая стоимость перевозок сырья и готовой продукции для Сталинграда согласно расчетам получилась соответственно на 12% и 24% ниже, чем для Ростова или Воронежа; среднее расстояние перевозки изготовленных тракторов до центров потребления — на 4% и 22% меньше, чем для Воронежа или Запорожья (табл. 2). Справедливости ради следует сказать, что в выборе места для первого тракторного завода в СССР наверняка сыграло роль и имя Сталинграда , а в Харькове и Челябинске тракторные заводы впоследствии были тоже построены.

Табл.2 Сравнение транспортных затрат и расстояний перевозок для рассматривавшихся пунктов строительства первого тракторного завода СССР

Первоначально планировалось выпускать на будущем СТЗ более дешевый трактор по типу Интернационал 10/20 мощностью 15 кВт (20 л.с.) в количестве 10 тыс. в год. Летом 1928 г. принимается решение об увеличении годовой производительности СТЗ до 20 тыс. машин, а в декабре, после углубленного анализа потребностей сельского хозяйства страны — до 40 тыс. и переориентации завода на выпуск аналогичного по конструкции, но более мощного трактора Интернационал 15/30.
Советскими инженерами в эти годы, кроме проектирования (совместно с американской фирмой архитектора Альберта Кана) и строительства огромного завода, были решены еще две сложные задачи: изготовление деталей было переведено на отечественные материалы и американская конструкторская документация трактора была переделана с дюймовой в принятую в СССР метрическую систему. Иллюстрируя сложность задачи, достаточно упомянуть, что, например, у двигателя американского прототипа диаметр цилиндра был 114,3 мм (4,5 дюйма), ход поршня — 152,4 мм (6 дюймов), а у сталинградского трактора — соответственно 115 и 152 мм. Такие, казалось бы небольшие, переделки повлекли за собой необходимость больших перерасчетов, изменения размеров и переработки всех чертежей трактора.
Первый советский трактор массового производства получил марку СТЗ-1, или СТЗ-15/30 (в литературе встречаются также его упоминания под маркой просто СТЗ и названием «Интернационал постройки СТЗ»).

Колесный с.-х. трактор СТЗ-1 (средней мощности по тогдашней классификации) имел удачную и прогрессивную для своего времени конструкцию с простыми, удобными в эксплуатации и приспособленными к массовому поточному производству узлами, что выгодно отличало его от других тракторов того периода, в т.ч. от достаточно распространенного «Фордзона Путиловского» — ФП (в СССР за 1924-1932 гг. было выпущено 49,5 тыс. этих машин). СТЗ-1 делился на 96 групп (для сравнения: в современном тракторе ВТ-150Д их без учета дизеля и некоторых других покупных узлов 35), 6 комплектов и 2 механизма, что давало возможность разбить сборку на много отдельных несложных, доступных для быстрого освоения операций и сократить темп съема тракторов с конвейера.
Остов трактора СТЗ-1 образовывали картер трансмиссии и прикрепленная к нему спереди литая полурама, на которой крепились 4-тактный рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный карбюраторный двигатель, радиатор и передний мост. Двигатель имел жесткий литой блок-картер, мокрые гильзы вертикально расположенных цилиндров, параллельный продольной оси трактора 2-опорный коленчатый вал, установленный на шариковых подшипниках, чугунные поршни с 3 компрессионными и 1 маслосъемным кольцами каждый, кованые шатуны с бронзовыми втулками в верхней головке и залитыми баббитом вкладышами в нижней, верхние клапаны в головке блока. Шестеренный насос системы смазки подавал масло в 4 лотка, откуда оно захватывалось и разбрызгивалось выступами (ложками) нижних головок шатунов, смазывая трущиеся поверхности. Охлаждение двигателя — термосифонное водяное с трубчатым радиатором и 4-лопастным вентилятором, приводимым от носка коленчатого вала плоским ремнем. Основное топливо — дешевый керосин, пусковое — бензин поступали к карбюратору типа Ensign RW самотеком; для предотвращения детонации в цилиндры карбюратором подавалась еще и вода. Очистка воздуха производилась масляным воздухоочистителем типа Pomona. Топливная смесь во всасывающем коллекторе подогревалась отработавшими газами проходившего рядом выхлопного коллектора. Искровое зажигание рабочей смеси осуществлялось от высоковольтного магнето типа Scintilla. Пуск двигателя выполнялся вручную рукояткой. Заданный режим работы двигателя поддерживался центробежным регулятором.

Сцепление — фрикционное однодисковое непостоянно замкнутое. Коробка передач с продольными валами и подвижными прямозубыми шестернями обеспечивала 3 передачи переднего хода и 1 заднего. Главная передача — коническая; дифференциал — конический 4-сателлитный; конечные передачи располагались в одном отсеке картера трансмиссии с главной передачей и дифференциалом; Крутящий момент от двигателя к ведущим колесам передавался всего через 2 пары цилиндрических и 1 пару конических шестерен, что обеспечивало минимальные потери в трансмиссии. Все валы трансмиссии устанавливались на подшипниках качения с цилиндрическими витыми роликами, осевые нагрузки при этом воспринимались упорными шарикоподшипниками, полуоси ведущих колес — на конических роликоподшипниках. Тормоз — ленточный открытого типа, шкив которого был установлен снаружи на валу ведомой конической шестерни главной передачи. Управлялся тормоз ручным рычагом.
Задние ведущие металлические колеса, защищенные крыльями, снабжались 2 рядами клиновидных шпор-почвозацепов; передние управляемые меньшего диаметра, установленные на качающейся оси, — кольцевыми ребордами. Рулевой механизм — червячного типа с обращенной назад рулевой трапецией (более известная в то время как механизм Жанто).
Однопроводное электрооборудование номинальным напряжением 6В состояло из генератора, передней и задней фар и штепсельной коробки на 3 дополнительных потребителя (лампочки).
Рабочее оборудование включало в себя заднее прицепное устройство с прицепным крюком и расположенный справа шкив отбора мощности (625 мин-1). При необходимости трактор легко оборудовался и задним зависимым валом отбора мощности.
Из перечисления конструктивных решений, заложенных в выбранный для изготовления в Сталинграде и трактор, видно, что многие из них стали традиционными для колесных тракторов классической компоновки. Техническая характеристика трактора СТЗ-1 в сравнении с выпускавшимся в то же время трактором ФП (и для сравнения с такой же массы современными отечественным ЛТЗ-55А и MакКормик С80МАХ) приведены в табл. 3.

Читать еще:  Трактор мтз 1523

Табл 3. Технические характеристики колесных тракторов ФП, СТЗ-1 и современных ЛТЗ-55А, McKormick С80МАХ

Примечания: 1 — по классификации 1930-х гг.; 2 – по современному типажу; 3 – ныне Кировский завод, Санкт-Петербург; 4 – в 1931-1937 гг. трактор выпускался также ХТЗ, а в 1948-1952 гг. – собирался Вторым Московским авторемонтным з-дом; 5 – в России трактор выпускается в г. Набережные Челны под маркой СМАХ85; 6 – по радиатору; по воздухозаборной трубе – 2450 мм; 7 – по кабине; 8 – колея передних колес 1460-1790 мм; 9 – под передней осью; 10 – агротехнический просвет; 11 – с ходоуменьшителем -16; 12 – при тяговом КПД 0,62; 13 – шины задних колес 13,6R38; шины передних колес 8,3-20; 14 – шины задних колес 480/70R34 (по другим данным – 16,9R34); шины передних колес 380/70R24 (по другим данным 12,4R24); 15 — с уширителями – 470 мм; 16 – условные обозначения: ТСУ – заднее прицепное устройство; ШОМ – шкив отбора мощности; ЗНУ – заднее навесное устройство; вал отбора мощности: ВОМз – зависимый, ВОМн – независимый, ВОМс – синхронный.

Освоение производства СТЗ-1 давалось нелегко. Сказывались недоукомплектованность оборудованием, перебои с поставкой материалов и покупных изделий, а главное — недостаток квалификации и опыта как у рабочих, так и у инженеров и руководителей. В 1930г. было собрано всего 1006 машин, в 1931 — 17536. Только в апреле 1932 г. СТЗ освоил проектную мощность в 144 трактора в сутки, а вскоре и перекрыл ее.

7 легендарных советских тракторов, на которых перевыполнялись любые планы и бились все рекорды

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

С первых дней образования СССР отечественная промышленность приступила к выпуску большого количества разнообразной новой техники. Колхозы и совхозы особенно нуждались в мощных тракторах. Машиностроение бурно развивалось, и в Советском Союзе стали массово строить колесные и гусеничные тракторы, считавшиеся одними из лучших в мире.

1. Фордзон-Путиловец

Трактор Фордзон-Путиловец выпускался с 1924 года в Ленинграде и является точной копией американской модели Fordson компании Ford. Машина имела классическую компоновку: большие ведущие колеса сзади и маленькие управляющие спереди. Трактор приводился двигателем мощностью 20 л.с., работавшим на керосине.

До 1932 года было выпущено 36 тысяч Фордзонов, которые стали одним из символов коллективизации в СССР.

2. Т-150К

Колесный трактор Т-150К выпускается на Харьковском тракторном заводе с 1971 года и без этой машины в 1970-е и 1980-е годы не обходился ни один колхоз. Т-150К отлично подходит для обработки полей, на порядок опережая существующую технику по основным показателям. 8-тонная машина приводится в движение 6-цилиндровым дизельным двигателем.

Т-150К отличается оригинальной компоновочной схемой. У трактора вместо единой рамы все агрегаты смонтированы на двух полурамах. На переднюю установлен моторный отсек, кабина и мост. Задний мост с прицепным оборудованием смонтированы на вторую полураму. Две секции Т-150К соединены шарнирами, движением которым трактор и поворачивает.

Благодаря передовым решениям, заложенным в конструкцию еще полвека назад, Т-150К активно используется и сегодня.

3. Т-16

Трактор Т-16 часто использовался в жилищно-коммунальной сфере, строительстве, в сельском хозяйстве в качестве легкого развозного грузовика. Машина выпускалась с 1961 по 1995 годы в Харькове и получила большую популярность, несмотря на необычную компоновку (кузов перед кабиной) и маломощный двигатель (от 16 до 25 л.с.).

4. ДТ-75

Гусеничный трактор ДТ-75 выпускался с 1963 года и стал самым массовым советским трактором. Со сборки заводов в Волгограде и Павлодаре (Казахстан) вышло 2,7 миллиона экземпляров. В сравнении с другими моделями, ДТ-75 отличались простотой, экономичностью, ремонтопригодностью и невысокой стоимостью.

Машина на гусеничном ходу оснащалась различными дизельными двигателями мощностью от 75 до 170 л.с.

Первые экземпляры ДТ-75 получили кабину от грузовика ГАЗ-51, а последующие варианты – обновленную, с увеличенной площадью остекления.

Чтобы обеспечить потребность страны в ДТ-75, в 1970-е-80-е годы Волгоградский тракторный завод работал в 4 смены, т.е. круглосуточно. Множество этих машин до сих пор служат на полях, строительстве, дорожных работах, лесозаготовках. Гусеничные тракторы ДТ-75 побывали в экстремальном климате Африке и Антарктиды.

5. К-700/701 «Кировец»

В 1961 году на Кировском заводе в Ленинграде начался выпуск огромного колесного трактора. Под именем «Кировец» эту машину знали колхозники по всей стране. К-700 отлично подходил для пахоты и других сложных земляных работ. А в случае военного времени тракторы серии К-700 становились артиллерийскими тягачами.

К-700/701 оснащались дизельными 8-ми или 12-цилиндровыми двигателями ЯМЗ мощностью 280-300 л.с.

Всего за 41 год было выпущено около 400 тысяч тракторов «Кировец».Теперь эти машины можно увидеть в многочисленных видео на YouТube, где они уверенно доказывают, что советская техника не зря считается самой мощной и проходимой.

6. МТЗ «Беларусь»

Сложно найти человека на постсоветском пространстве, который не слышал о существовании трактора «Беларусь» и не видел его вживую. Они выпускаются на Минском тракторном заводе с 1953 года и за это время сменилось уже несколько поколений машин. Общее количество «Беларусь» всех модификаций – более 3 500 000 экземпляров, что делает его одним и самых массовых советских тракторов.

Эти машины имеют классическую компоновку с передним расположением двигателя и задними колесами большого диаметра. По мнению трактористов, это надежные и неприхотливые трудяги.

7. Т-800

Трактор Т-800 (Т-75.01), выпущенный на Челябинском тракторном заводе, считается самым тяжелым трактором в Европе. Основная задача гусеничной машины полной массой 103 тонны – перемещать большие объемы породы и грунта.

Т-800 оснащается дизельным двигателем мощностью 820 л.с. с турбонаддувом и интеркулером. Сверхтяжелые машины выпускаются с 1983 года поштучно, под заказ.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector