Дз 53 технические характеристики

Содержание

Дз 53 технические характеристики

Уральский Тракторный Завод

Login

Классификация бульдозеров

Бульдозер представляет собой универсальную землеройно-транспортную машину, состоящую из гусеничного или пневмоколесного трактора, оснащенного навесным оборудованием и органами управления. Навесное бульдозерное оборудование состоит из: отвала с ножами; толкающей рамы с подкосами, к которым крепится отвал; привода, обеспечивающего подъем и опускание отвала во время работы, а в отдельных моделях бульдозеров также и изменение положения отвала в плане.

На дорожно-строительных работах преимущественное распространение имеют бульдозеры на базе тракторов: ДТ-75М, Т-4АП2, Т100МЗГС, Т-100МЗГП, Т-130.1-Г-1, Т-150, Т-150К, ДЭТ-250М, Т.ЗЗО, Т-500, имеющие соо1ветственно классы тяги: 3 (30), 4 (40), б (60), 10 (100) и 25 (250) кгс (кН).

Современной тенденцией развития бульдозеров являются расширение их типоразмеров и увеличение единичной мощности, что обеспечивает повышение производительности и снижение себестоимости работ.

Тракторы как базовые машины снабжаются гидроприводами управления навесным бульдозерным и рыхлительным оборудованием потребляемой мощностью до 60 % от общей мощности тракторного двигателя при давлении в гидросистемах 16 – 20 МПа, что обеспечивает возможность значительно заглублять отвал или зубья рыхлителя, а также разрабатывать прочные грунты. Для независимого управления подъемом и перекосом отвала в современных бульдозерах предусматриваются раздельные гидроприводы.

Рабочий процесс бульдозера складывается из резания грунта и транспортирования его на относительно небольшие расстояния, не более 100м.

Бульдозерами можно выполнять расчистку полосы отвода с удалением кустарника, деревьев, крупных камней, растительного слоя, снега и т. п.; планировку различных строительных площадок, включая объекты дорожного строительства; перемещение и разравнивание грунтов в насыпях, отсыпаемых другими машинами; перемещение экскаваторных и скреперных отвалов в кавальеры; разработку профильных выемок в кавальеры, а там, где возможно, и в насыпи; возведение насыпей при перемещении грунтов из боковых резервов; засыпку ям и оврагов; устройство временных дорог и проездов; разработку песчаных и гравийных карьеров; перемещение и погрузку сыпучих материалов (песка, гравия, щебня и др.) в карьерах и на складах.

Работы по подборке и штабелированию строительных материалов на складах предпочтительнее выполнять бульдозерами на пневмоколесном ходу, так как бульдозеры на гусеничном ходу гусеницами трактора загрязняют материал.

Бульдозеры – маневренные и высокоэффективные машины, обладающие высокой проходимостью. На долю бульдозеров в дорожном строительстве приходится не менее 50 % общего объема земляных работ.

Бульдозеры классифицируются по основным признакам: по назначению, тяговым показателям (тяговому классу базовой машины), типу ходовой части, рабочему органу и виду управления рабочим органом.

По назначению бульдозеры подразделяются на общего назначения и бульдозеры специального назначения. Бульдозеры общего назначения применяют для всех основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ преимущественно для разработки грунтов I, II и III категорий. Бульдозеры специального назначения – в особых условиях (к специальным бульдозерам относятся толкачи, бульдозеры для работы в подземных и подводных условиях и. т. п.).

По тяговым показателям базовых машин бульдозеры подразделяются на сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые.

К сверхлегким относятся класс до 0,9 мощностью 18,5 – 37,0 кВт; к легким – класс 1,4 – 4,0 мощностью 37,0 – 96,0 кВт; к средним – класс 6,0 – 15,0 мощностью 103 – 154 кВт, к тяжелым – класс 25 – 35 мощностью 220 – 405 кВт и к сверхтяжелым – класс свыше 35 мощностью 510 кВт и более.

По ходовой части бульдозеры подразделяются на гусеничные и пневмоколесные; по рабочему органу – с неповоротным и с поворотным отвалами; по виду управления рабочим органом – с механическим, гидравлическим и пневматическим управлениями.

В настоящее время преимущественное распространение имеет гидравлический привод, имеющий несравненное преимущество перед механическим.

В табл. 1.1 приведены основные данные по бульдозерам с неповоротным отвалом, в табл. 1.2 – с поворотным отвалом, в табл. 1.3 – по колесным бульдозерам.

В связи с возрастающими объемами строительства автомобильных дорог, соответственно значительного объема земляных работ, выполняемых бульдозерами, перспективный выпуск бульдозеров направлен на увеличение единичной их мощности, а также на сочетание использования базисных тракторов двумя видами оборудования — бульдозерным и бульдозерно-рыхлительным.

Дз 53 технические характеристики

Бульдозер ДЗ-2.9 (рис. 3) предназначен для землеройных работ в сельском и мелиоративном строительстве.

Бульдозер состоит из трактора, отвала с плоскими однорядными ножами, уширителей отвала, двух жестко связанных с отвалом толкающих брусьев, поперечной балки таврового сечения, кронштейна гидроцилиндра, гидроцилиндра подъема и опускания отвала, трубопроводов гидросистемы и удлинителя рычага управления гидрораспределителем. Сзади отвала крепят две опорные лыжи. Положение опорных лыж регулируют по высоте стопорными болтами.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 3. Бульдозер ДЗ-29:
1 — нож, 2 —отвал, 3, 4 — уширители отвала, 5 — кронштейн гидроцилиндра,”* S — гидроцилиндр, 7 — трубопровод, 8 — толкающий брус, 9 — удлинитель рычага управления гидрораспределителем, 10 — поперечная балка, 11 — трактор

Поперечная балка предназначена для шарнирного соединения отвала с рамой базового трактора. Балка — сварной конструкции и прикреплена двумя стремянками к нижним полкам продольных балок (лонжеронов) рамы трактора. Чтобы предотвратить возможные смещения поперечной балки вдоль рамы трактора, к продольным балкам рамы трактора приварены упоры.

Бульдозер ДЗ-42 (рис. 4) предназначен для землеройных работ в сельском и мелиоративном строительстве.

Бульдозер состоит из трактора 6, отвала 2 с тремя одинаковыми однорядными ножами, двух жестко связанных с отвалом толкающих брусьев 5, поперечной балки 7, двух гидроцилиндров 3 подъёма-и.опускания отвала и трубопроводов 4 гидросистемы. Применение двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала повышает эксплуатационные качества бульдозера ДЗ-42 по сравнению с бульдозером ДЗ-29, особенно его планировочные возможности.

Бульдозер ДЗ-101 (рис. 5) предназначен для землеройных работ в сельском и мелиоративном строительстве.

Бульдозер состоит из трактора 5, отвала 2 с ножами 1 повы-шенного срока службы по ГОСТ 8022—68, двух шарнирно соединенкых с отвалом толкающих брусьев 7, двух опор 6, винтового регулируемого раскоса 3, двух гидроцилиндров 4 подъема и опускания отвала, гидроцилиндра перекоса отвала и трубопроводов гидросистемы.

Рис. 4. Бульдозер ДЗ-42:
1 — нож, 2.— отвал, 3 — гидроцилиндр, 4 — трубопровод, 5 — толкающий бруе, 6 — трактор, 7 — поперечная балка

Рис. 5. Бульдозер ДЗ-101:
1 —нож, 2 — отвал, 3 — винтовой раскос, 4 — гидроцилиндр, 5 — трактор, б —опора, 7 —толкающий брус

Для соединения с толкающими брусьями, винтовым раскосом и гидроцилиндром перекоса к отвалу приварены кронштейны, а для соединения с винтовым раскосом, гидроцилиндром перекоса отвала и гидроцилиндрами подъема и опускания отвала к толкающим брусьям также приварены кронштейны.

Бульдозер ДЗ-53 (рис. 6) предназначен для землеройных работ в дорожном, промышленном, гражданском и других отраслях строительства.

Бульдозер состоит из трактора, отвала с плоским однорядным средним ножом и боковыми литыми двухрядными ножами, двух толкающих брусьев, двух регулируемых винтовых раскосов, передней стойки, канатно-блочной системы управления отвалом и однобарабанной лебедки модели Д-499Б.

Рис. 6. Бульдозер ДЗ-53:
1 — лебедка, 2 — трактор, 3 — передняя стойка, 4 — канатно-блочная система управления отвалом, 5 — отвал, 6— нож, 7 —винтовой раскос, 8 — толкающий брус

С задней стороны отвала (посредине) приварен кронштейн с отверстиями для шарнирного соединения с нижней обоймой блоков полиспаста канатно-блочной системы управления, а над крайними проушинами для крепления толкающих брусьев приварены проушины для соединения отвала с винтовыми раскосами.

В передней части толкающих брусьев приварены кронштейны для соединения с помощью пальцев с отвалом, а в задней части приварены литые проушины, с помощью которых через сменные вкладыши толкающие брусья соединены с опорами трактора, расположенными на гусеничных тележках.

Толкающие брусья снабжены винтовыми раскосами, которые служат для изменения угла резания нож отвала и для регулирования перекоса отвала.

Читать еще:  Зил 4502 технические характеристики

Передняя стойка (рис. 7) представляет собой конструкцию из двух боковых уголков, соединенных вверху поперечной балкой, а внизу соединенных полосой.

Рис. 7. Передняя стойка бульдозера ДЗ-53:
1 —обойма заднего направляющего блока, 2 — труба, 3— раскос, 4 — приемная обойма, 5, 10 — правый и левый уголки, 6 — плавка, 7 —косынка, 8 — кронштейн, 9 — катушка запасного каната, 11 — щит радиатора, 12, 13 — левая и правая опоры, 14 — угловая обойма, 15 — верхняя двухблочная обойма, 16 — поперечная балка

Боковыми уголками стойка опирается на опоры, приваренные к лонжеронам рамы трактора. На опорах стойка прикреплена планками 6. Вертикальное положение стойки относительно рамы трактора обеспечивается раскосами.

Для предохранения радиатора на стойке установлен щит. С правой стороны к стойке приварена приемная обойма блока, а в верхнем правом углу — угловая обойма блока, которая с помощью трубы, проходящей через кабину трактора, соединена с обоймой заднего направляющего блока.

Рис. 8. Схема канатного управления отвалом бульдозера ДЗ-53:
1 — лебедка, 2 — обойма заднего направляющего блока, 3 — обойма переднего направляющего блока, 4 — обойма направляющего блока, 5 — верхняя двухблочная обойма, б —клин, 7 — катушка запасного каната, 8 — нижняя двухблочная обойма, 9 — канат

Рис. 9. Бульдозер Д3-54С:
1 —трактор, 2 — трубопроводы, 3 — гидроцилиндр, 4 —винтовой раскос, 5 — отвал, 6 — нож, 7 — толкающий брус

В верхней части стойки посредине балки на кронштейнах шарнирно подвешена верхняя двухблочная обойма 15 полиспаста, образующая вместе с нижней двухблочной обоймой четырехкратный полиспаст подъема и опускания отвала.

Лебедка приводится в действие от вала отбора мощности трактора. Схема канатного управления отвалом бульдозера показана на рис. 8.

Бульдозер ДЗ-54С (рис. 9) предназначен для землеройных рабрт в дорожном, промышленном, гражданском и других отраслях строительства.

Бульдозер состоит из трактора, отвала с ножами и проушинами для крепления штоков гидроцилиндров, двух толкающих брусьев, двух регулируемых винтовых раскосов, двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала и трубопроводов гидросистемы.

Рис. 10. Бульдозер ДЗ-27С:
1 — толкающий брус, 2 — нож, 3 — отвал, 4 — винтовой раскос, 5 — гидроцилиндр, 6 — трактор

По конструкции рабочее оборудование бульдозера ДЗ-54С максимально унифицировано с рабочим оборудованием бульдозера ДЗ-53 и отличается применением гидравлического управления отвалом вместо канатного.

Бульдозер ДЗ-27С (рис. 10) предназначен для землеройных работ в дорожном, промышленном, гражданском и других отраслях строительства.

Бульдозер состоит из трактора, отвала с ножами, двух толкающих брусьев, двух винтовых регулируемых раскосов и двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала. В передней части толкающих брусьев приварены кронштейны для соединения с помощью пальцев с отвалом, а в задней части приварены литые проушины, с помощью которых толкающие брусья соединены пальцами с проушинами литых опор, расположенных на гусеничных тележках трактора.
Бульдозер ДЗ-110ХЛ с неповоротным отвалом (рис. 11)

предназначен для землеройных работ в дорожном, промышленном, гражданском и других отраслях строительства.

Бульдозер состоит из трактора, отвала с ножами, двух толкающих брусьев, винтового раскоса, двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала, гидроцилиндра перекоса отвала и трубопроводов гидросистемы.

В передней части толкающих брусьев приварены кронштейны с механизмом компенсации перемещений при перекосе, а в задней части приварены литые разъемные проушины, с помощью которых через сменные вкладыши толкающие брусья соединены с опорами трактора, расположенными на гусеничных тележках трактора и выполненными в виде съемных цапф. Кронштейны соединены с отвалом пальцами.

Рис. 11. Бульдозер ДЗ-ПОХЛ;
1 — нож, 2 — отвал, 3 — винтовой раскос, 4 — гидроцилиндр, 5 — трактор, 6 — толкающий брус

Для соединения с винтовым раскосом, гидроцилиндром перекоса отвала и гидроцилиндрами подъема и опускания отвала к толкающим брусьям приварены кронштейны.

Модификации бульдозера ДЗ-ПОХЛ выпускают на базе основной модели бульдозера.

Бульдозер ДЗ-110 — обычного исполнения (для работы в интервале температур от —40 до +40°С); устройство и техническая характеристика бульдозера те же, что у базовой модели бульдозера.

Бульдозер ДЗ-110А обычного исполнения, (для работы в интервале температур от —40 до +40° С) выпускают с углом перекоса отвала в поперечной плоскости до 12° (вместо 6° у базовой модели бульдозера ДЗ-ПОХЛ); устройство и техническая характеристика бульдозера такие же, как у базовой модели бульдозера.

Бульдозер ДЗ-ПОАХЛ в северном исполнении изготовляют с углом перекоса отвала в поперечной плоскости до 12°.

Бульдозер ДЗ-35 (рис. 12) предназначен для землеройных работ в дорожном, промышленном, гражданском и других отраслях строительства.

Бульдозер состоит из трактора, отвала с ножами, ушири-телей отвала, двух толкающих брусьев, двух винтовых раскосов, двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала и трубопроводов гидросистемы.

Рис. 12, Бульдозер ДЗ-35;
1 — трактор, 2— трубопроводы, 3 — гидроцилиндр, 4 — отвал с ножами, 5— ушbритель отвала, 6—винтовой раскос, 7 — толкающий брус

Рис. 13. Бульдозер ДЗ-34С:
1 — толкающий брус, 2 — винтовой раскос, 3 — нож, 4 — боковая щека, 5 — от

Технологическая карта Технологическая карта. Возведение насыпи земляного полотна комплектом самоходных скреперов ДЗ-13 (Д-392)

ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПИ
ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
КОМПЛЕКТОМ САМОХОДНЫХ СКРЕПЕРОВ
ДЗ-13 (Д-392)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при составлении проектов производства работ и организации труда на строительных объектах.

Карта составлена на возведение насыпи земляного полотна шириной 27,5 м и высотой 2 м скреперами ДЗ-13 (Д-392) с разработкой грунта II группы в карьерах и выемках.

В технологической карте принята сменная производительность звена из семи скреперов — 1785 м 3 грунта при восьмичасовом рабочем дне и дальности возки 2 км.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

До начала возведения насыпи земляного полотна должны быть выполнены все предшествующие работы согласно требованиям СНиП III -8-76 «Строительные нормы и правила. Правила производства и приемки работ. Земляные сооружения», М., Стройиздат, 1977, в том числе: расчистка дорожной полосы, разбивка земляного полотна, снятие и складирование растительного слоя, планировка и уплотнение основания под насыпь, временный водоотвод, сооружение временных землевозных дорог.

При возведении насыпи скреперами с перемещением грунта из карьеров и выемок выполняют следующие работы (рис. 1):

рыхление грунта в карьерах и выемках (при необходимости);

разработка, транспортирование и отсыпка грунта;

послойное разравнивание грунта;

послойное уплотнение грунта;

уход за землевозными дорогами.

Грунт разрабатывают комплексные механизированные звенья, в состав которых входят скреперы, бульдозеры с рыхлителями, автогрейдеры, грунтоуплотняющие машины и трактор-толкач.

Рыхление грунта в карьерах и выемках

Грунты, трудно поддающиеся обработке, а также мерзлые, перед началом разработки разрыхляют. Кроме того, разрыхляют переувлажненные грунты для их просушки перед разработкой. Грунт оптимальной влажности рыхлят в объеме не более полусменной производительности звена, чтобы избежать его пересыхания.

Грунт рыхлят на глубину срезаемой стружки рыхлителями, установленными на тракторах-толкачах. Мерзлые грунты рыхлят на глубину промерзания, мерзлый слой сдвигают за пределы разработки.

Разработка, транспортирование и отсыпка грунта

Грунт разрабатывают самоходными скреперами ДЗ 13 (Д-392).

Техническая характеристика скрепера ДЗ-13 (Д-392)

Емкость ковша, м 3 . 15

Ширина резания, м. 2,926

Глубина резания, м. 0,35

Толщина отсыпаемого слоя, м. 0,5

Марка тягача. БеЛАЗ-531

Масса скрепера с тягачом, т. 34

В качестве толкача при наборе грунта используют бульдозер Д-384 на базе трактора ДЭТ-250. Кроме ДЭТ-250, в качестве толкача могут использоваться бульдозеры на тракторах «Интер-Хорвейстер» или «Катерпиллер» (табл. 1).

Рис. 1 . Технологическая схема возведения земляного полотна (размеры указаны в метрах):

1 — скрепер ДЗ-13; 2 — бульдозер ДЗ-53С (Д-686); 3 — автогрейдер ДЗ-31-1 (Д-557-1); 4 — пневмокаток ДУ-16 (Д-551Б); I — участок отсыпки грунта; II — участок уплотнения грунта (сплошная линия — груженый ход, пунктир — холостой ход)

Технические характеристики тракторов

Мощность двигателя, л. с.

Масса с бульдозером, т

Грунт на участках с уклоном 8 — 12° зарезают по обычной схеме (рис. 2), а на горизонтальных участках — по клиновой схеме.

Рис. 2 . Схемы зарезания грунта (размеры указаны в метрах):

а — обычная; б — клиновая; в — гребенчатая

При разработке песчаных и сыпучих грунтов применяют гребенчатую схему зарезания.

Каждый последующий зуб гребня должен быть короче предыдущего в 2 раза и меньше по высоте в 1,5 раза.

В карьерах и выемках грунт разрабатывают по шахматно-гребенчатой или ребристо-шахматной схеме (рис. 3 и 4).

Рис. 3 . Шахматно-гребенчатая схема зарезания грунта (цифрами указана последовательность зарезания)

Читать еще:  Ивеко дейли 35с15 технические характеристики расход топлива

Рис. 4 . Ребристо-шахматная схема зарезания грунта (цифрами указана последовательность зарезания)

Пути движения скреперов выбирают из расчета наименьшего числа поворотов в груженом состоянии (рис. 5).

Рис. 5 . Схемы движения скреперов:

а — раздельными проходами из выемки в две насыпи; б — сквозными проходами из выемки в две насыпи (двойными циклами); в — из карьера в насыпи; 1 — место набора грунта; 2 — место выгрузки грунта

Схему работы сквозными проходами (двойными циклами) применяют только в том случае, если на нее тратится время не больше, чем на два цикла при работе по обычной схеме.

В насыпь грунт отсыпают способом «от себя» — от краев насыпи к середине слоями толщиной 0,35 — 0,4 м. При этом способе ранее отсыпанный грунт частично уплотняется. Для обеспечения равномерной толщины отсыпаемого слоя грунта и сокращения времени цикла грунт выгружают на ходу при движении параллельно оси насыпи. Повороты в процессе выгрузки и набора грунта не допускаются.

Скрепер разворачивают на насыпи отсыпаемого земляного полотна.

Ширину проезжей части землевозных дорог принимают не менее 5 м для движения в одном направлении.

Послойное разравнивание грунта

Грунт в насыпи разравнивают бульдозером Д-686 в продольном направлении. В необходимых случаях грунт перемещают для выравнивания продольного профиля земляного полотна.

Техническая характеристика бульдозера ДЗ-53С (Д-686)

Размер отвала, мм. 3200 — 1200

Марка трактора. Т-100М

Мощность двигателя, л. с. 108

Насыпь планируют послойно автогрейдером ДЗ-98 или ДЗ-31-1 (табл. 2) от оси к откосам. После планировки поверхность слоя должна иметь поперечные уклоны 15 — 30 ‰ для стока воды и не должна иметь замкнутых впадин.

Технические характеристики автогрейдеров

Мощность двигателя, л. с.

Длина отвала, мм

Грунт уплотняют послойно пневмокатками ДУ-16 (Д-551Б) при оптимальной влажности. Допускается отклонение от оптимальной влажности: связных грунтов ±10 %, несвязных грунтов ±20 %.

При недостаточной влажности грунтов их следует увлажнять. Допускается увлажнение грунтов в уплотняемом слое, режим увлажнения устанавливается по данным лаборатории. Переувлажненные грунты просушиваются.

При возведении насыпи скреперами предварительную подкатку не производят, так как при движении скреперов по отсыпаемой насыпи достигается уплотнение более чем 0,9 требуемой плотности.

Насыпь уплотняют продольными проходами со смещением от бровок к середине. Каждый последующий проход перекрывает след предыдущего на 1 /3 — 1 /4 ширины катка.

Наименьшее расстояние прохода катка от бровки насыпи — 0,5 м.

Грунт насыпи земляного полотна уплотняют до коэффициента уплотнения в нижнем слое — 0,95, в верхнем слое — 0,98. Число проходов по одному следу (8 — 15) для достижения требуемого коэффициента уплотнения определяют пробной укаткой. Давление в шинах катков при уплотнении песков должно быть не более 2 кгс/см 2 , супесей — 3 — 4 кгс/см 2 , связных грунтов — 6 — 8 кгс/см 2 .

Первый и последний проходы по полосе укатки осуществляют на скорости 2 — 1,5 км/ч.

Уход за землевозными дорогами

При работе скреперов необходимо постоянно следить за ровностью землевозных дорог, срезать бугры и впадины.

Землевозные дороги планируют автогрейдером ДЗ-31-1 (Д-557-1) или ДЗ-98 (Д-395В).

Летом землевозные дороги периодически поливают водой, очищают от грязи, зимой очищают от снега и льда, а при гололеде, кроме того, посыпают песком.

Требования к качеству работ

Все работы при возведении насыпи земляного полотна должны выполняться в соответствии с требованиями «Инструкции по сооружению земляного полотна автомобильных дорог» ВСН 97-63, М., Транспорт, 1964 и СНиП III -8-76 «Строительные нормы и правила. Правила производства и приемки работ. Земляные сооружения», М., Стройиздат, 1977.

Элементы, подлежащие контролю, приведены в разделе VIII технологической карты.

Указания по технике безопасности

При производстве работ необходимо соблюдать «Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М.; Транспорт, 1969.

Не допускается работа скреперов в мокрых глинистых грунтах или в дождливую погоду.

Дистанция между движущимися скреперами должна быть не менее 20 м.

Не допускаются повороты скрепера при наборе грунта.

Запрещается наталкивать грунт к откосам и обочинам бульдозером.

При разравнивании грунта и планировке насыпи расстояние между бровкой земляного полотна и внешними (по ходу) колесами автогрейдера или гусеницей трактора должно быть не менее 1 м. При уплотнении грунта пневмокатком это расстояние должно быть не менее 0,5 м.

К управлению всеми машинами допускаются только лица, прошедшие соответствующее обучение и имеющие удостоверение на право управления ими.

При возведении насыпи земляного полотна скреперами ДЗ-13 (Д-392) следует руководствоваться следующей документацией:

СНиП III-8-76 «Правила производства и приемки работ. Земляные сооружения», М., Стройиздат, 1977;

ВСН 97-63 «Инструкция по сооружению земляного полотна автомобильных дорог», М., Транспорт, 1964;

«Наставление по сооружению земляного полотна и верхнего строения пути», часть I «Земляное полотно», М., Оргтрансстрой, 1976;

«Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М., Транспорт, 1969;

«Справочник инженера-механика дорожника», М., Транспорт, 1973;

СНиП III-Д.5-73 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию», М., Стройиздат, 1975;

«Типовая инструкция по охране труда машиниста скрепера», М., Оргтрансстрой, 1974;

«Типовая инструкция по охране труда для машинистов уплотняющих машин», М., Оргтрансстрой, 1975.

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Работы по возведению насыпи земляного полотна скреперами выполняют в две смены. В каждую смену организуют звено следующего состава:

Машинист трактора-толкача 6 разр. — 1

Машинисты скреперов 6 » — 7

Машинист бульдозера 6 » — 1

Машинист автогрейдера 6 » — 1

Машинист пневмокатка 6 » — 1

В состав звена при необходимости включаются водитель поливомоечной машины и машинист бульдозера с рыхлителем.

Число скреперов и автогрейдеров определяют в зависимости от дальности возки (см. приложение) и рассчитывают по формуле.

где П — число скреперов на один толкач;

Цс — время полного цикла скрепера;

Цт — время полного цикла толкача.

Для выполнения работ берут захватку длиной 200 м и делят ее пополам по оси насыпи.

Работу организуют так, чтобы грунт отсыпался и разравнивался на одной половине захватки, а уплотнялся на другой.

Следующая смена ведет работы на следующей захватке.

На участке работ сосредотачивают склад горюче-смазочных материалов, инвентарь, а также вагончик для мастера и кладовой, вагончик для отдыха рабочих, вагончик для принятия пищи. Обеспечивают участок работ питьевой и технической водой, медицинской аптечкой. Зимой механизмы обеспечивают горячей водой.

IV. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ОТСЫПКИ СЛОЯ НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ТОЛЩИНОЙ 0,3 м СКРЕПЕРАМИ ДЗ-13 (Д-392) ПРИ ДАЛЬНОСТИ ВОЗКИ 2 км

Примечания . 1. Цифры над линиями обозначают число машинистов, под линиями — продолжительность операции в минутах.

2 . В трудоемкость работ включено время на отдых машинистов — 10 % продолжительности смены.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при составлении проектов производства работ и организации труда на строительных объектах.

Карта составлена на возведение насыпи земляного полотна шириной 27,5 м и высотой 2 м скреперами ДЗ-13 (Д-392) с разработкой грунта II группы в карьерах и выемках.

В технологической карте принята сменная производительность звена из семи скреперов — 1785 м 3 грунта при восьмичасовом рабочем дне и дальности возки 2 км.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

До начала возведения насыпи земляного полотна должны быть выполнены все предшествующие работы согласно требованиям СНиП III -8-76 «Строительные нормы и правила. Правила производства и приемки работ. Земляные сооружения», М., Стройиздат, 1977, в том числе: расчистка дорожной полосы, разбивка земляного полотна, снятие и складирование растительного слоя, планировка и уплотнение основания под насыпь, временный водоотвод, сооружение временных землевозных дорог.

При возведении насыпи скреперами с перемещением грунта из карьеров и выемок выполняют следующие работы (рис. 1):

рыхление грунта в карьерах и выемках (при необходимости);

разработка, транспортирование и отсыпка грунта;

послойное разравнивание грунта;

послойное уплотнение грунта;

уход за землевозными дорогами.

Грунт разрабатывают комплексные механизированные звенья, в состав которых входят скреперы, бульдозеры с рыхлителями, автогрейдеры, грунтоуплотняющие машины и трактор-толкач.

Рыхление грунта в карьерах и выемках

Грунты, трудно поддающиеся обработке, а также мерзлые, перед началом разработки разрыхляют. Кроме того, разрыхляют переувлажненные грунты для их просушки перед разработкой. Грунт оптимальной влажности рыхлят в объеме не более полусменной производительности звена, чтобы избежать его пересыхания.

Грунт рыхлят на глубину срезаемой стружки рыхлителями, установленными на тракторах-толкачах. Мерзлые грунты рыхлят на глубину промерзания, мерзлый слой сдвигают за пределы разработки.

Читать еще:  Кдэ 253 технические характеристики

Разработка, транспортирование и отсыпка грунта

Грунт разрабатывают самоходными скреперами ДЗ 13 (Д-392).

Техническая характеристика скрепера ДЗ-13 (Д-392)

Емкость ковша, м 3 . 15

Ширина резания, м. 2,926

Глубина резания, м. 0,35

Толщина отсыпаемого слоя, м. 0,5

Марка тягача. БеЛАЗ-531

Масса скрепера с тягачом, т. 34

В качестве толкача при наборе грунта используют бульдозер Д-384 на базе трактора ДЭТ-250. Кроме ДЭТ-250, в качестве толкача могут использоваться бульдозеры на тракторах «Интер-Хорвейстер» или «Катерпиллер» (табл. 1).

Рис. 1 . Технологическая схема возведения земляного полотна (размеры указаны в метрах):

1 — скрепер ДЗ-13; 2 — бульдозер ДЗ-53С (Д-686); 3 — автогрейдер ДЗ-31-1 (Д-557-1); 4 — пневмокаток ДУ-16 (Д-551Б); I — участок отсыпки грунта; II — участок уплотнения грунта (сплошная линия — груженый ход, пунктир — холостой ход)

Технические характеристики тракторов

Мощность двигателя, л. с.

Масса с бульдозером, т

Грунт на участках с уклоном 8 — 12° зарезают по обычной схеме (рис. 2), а на горизонтальных участках — по клиновой схеме.

Рис. 2 . Схемы зарезания грунта (размеры указаны в метрах):

а — обычная; б — клиновая; в — гребенчатая

При разработке песчаных и сыпучих грунтов применяют гребенчатую схему зарезания.

Каждый последующий зуб гребня должен быть короче предыдущего в 2 раза и меньше по высоте в 1,5 раза.

В карьерах и выемках грунт разрабатывают по шахматно-гребенчатой или ребристо-шахматной схеме (рис. 3 и 4).

Рис. 3 . Шахматно-гребенчатая схема зарезания грунта (цифрами указана последовательность зарезания)

Рис. 4 . Ребристо-шахматная схема зарезания грунта (цифрами указана последовательность зарезания)

Пути движения скреперов выбирают из расчета наименьшего числа поворотов в груженом состоянии (рис. 5).

Рис. 5 . Схемы движения скреперов:

а — раздельными проходами из выемки в две насыпи; б — сквозными проходами из выемки в две насыпи (двойными циклами); в — из карьера в насыпи; 1 — место набора грунта; 2 — место выгрузки грунта

Схему работы сквозными проходами (двойными циклами) применяют только в том случае, если на нее тратится время не больше, чем на два цикла при работе по обычной схеме.

В насыпь грунт отсыпают способом «от себя» — от краев насыпи к середине слоями толщиной 0,35 — 0,4 м. При этом способе ранее отсыпанный грунт частично уплотняется. Для обеспечения равномерной толщины отсыпаемого слоя грунта и сокращения времени цикла грунт выгружают на ходу при движении параллельно оси насыпи. Повороты в процессе выгрузки и набора грунта не допускаются.

Скрепер разворачивают на насыпи отсыпаемого земляного полотна.

Ширину проезжей части землевозных дорог принимают не менее 5 м для движения в одном направлении.

Послойное разравнивание грунта

Грунт в насыпи разравнивают бульдозером Д-686 в продольном направлении. В необходимых случаях грунт перемещают для выравнивания продольного профиля земляного полотна.

Техническая характеристика бульдозера ДЗ-53С (Д-686)

Размер отвала, мм. 3200 — 1200

Марка трактора. Т-100М

Мощность двигателя, л. с. 108

Насыпь планируют послойно автогрейдером ДЗ-98 или ДЗ-31-1 (табл. 2) от оси к откосам. После планировки поверхность слоя должна иметь поперечные уклоны 15 — 30 ‰ для стока воды и не должна иметь замкнутых впадин.

Технические характеристики автогрейдеров

Мощность двигателя, л. с.

Длина отвала, мм

Грунт уплотняют послойно пневмокатками ДУ-16 (Д-551Б) при оптимальной влажности. Допускается отклонение от оптимальной влажности: связных грунтов ±10 %, несвязных грунтов ±20 %.

При недостаточной влажности грунтов их следует увлажнять. Допускается увлажнение грунтов в уплотняемом слое, режим увлажнения устанавливается по данным лаборатории. Переувлажненные грунты просушиваются.

При возведении насыпи скреперами предварительную подкатку не производят, так как при движении скреперов по отсыпаемой насыпи достигается уплотнение более чем 0,9 требуемой плотности.

Насыпь уплотняют продольными проходами со смещением от бровок к середине. Каждый последующий проход перекрывает след предыдущего на 1 /3 — 1 /4 ширины катка.

Наименьшее расстояние прохода катка от бровки насыпи — 0,5 м.

Грунт насыпи земляного полотна уплотняют до коэффициента уплотнения в нижнем слое — 0,95, в верхнем слое — 0,98. Число проходов по одному следу (8 — 15) для достижения требуемого коэффициента уплотнения определяют пробной укаткой. Давление в шинах катков при уплотнении песков должно быть не более 2 кгс/см 2 , супесей — 3 — 4 кгс/см 2 , связных грунтов — 6 — 8 кгс/см 2 .

Первый и последний проходы по полосе укатки осуществляют на скорости 2 — 1,5 км/ч.

Уход за землевозными дорогами

При работе скреперов необходимо постоянно следить за ровностью землевозных дорог, срезать бугры и впадины.

Землевозные дороги планируют автогрейдером ДЗ-31-1 (Д-557-1) или ДЗ-98 (Д-395В).

Летом землевозные дороги периодически поливают водой, очищают от грязи, зимой очищают от снега и льда, а при гололеде, кроме того, посыпают песком.

Требования к качеству работ

Все работы при возведении насыпи земляного полотна должны выполняться в соответствии с требованиями «Инструкции по сооружению земляного полотна автомобильных дорог» ВСН 97-63, М., Транспорт, 1964 и СНиП III -8-76 «Строительные нормы и правила. Правила производства и приемки работ. Земляные сооружения», М., Стройиздат, 1977.

Элементы, подлежащие контролю, приведены в разделе VIII технологической карты.

Указания по технике безопасности

При производстве работ необходимо соблюдать «Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М.; Транспорт, 1969.

Не допускается работа скреперов в мокрых глинистых грунтах или в дождливую погоду.

Дистанция между движущимися скреперами должна быть не менее 20 м.

Не допускаются повороты скрепера при наборе грунта.

Запрещается наталкивать грунт к откосам и обочинам бульдозером.

При разравнивании грунта и планировке насыпи расстояние между бровкой земляного полотна и внешними (по ходу) колесами автогрейдера или гусеницей трактора должно быть не менее 1 м. При уплотнении грунта пневмокатком это расстояние должно быть не менее 0,5 м.

К управлению всеми машинами допускаются только лица, прошедшие соответствующее обучение и имеющие удостоверение на право управления ими.

При возведении насыпи земляного полотна скреперами ДЗ-13 (Д-392) следует руководствоваться следующей документацией:

СНиП III-8-76 «Правила производства и приемки работ. Земляные сооружения», М., Стройиздат, 1977;

ВСН 97-63 «Инструкция по сооружению земляного полотна автомобильных дорог», М., Транспорт, 1964;

«Наставление по сооружению земляного полотна и верхнего строения пути», часть I «Земляное полотно», М., Оргтрансстрой, 1976;

«Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М., Транспорт, 1969;

«Справочник инженера-механика дорожника», М., Транспорт, 1973;

СНиП III-Д.5-73 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию», М., Стройиздат, 1975;

«Типовая инструкция по охране труда машиниста скрепера», М., Оргтрансстрой, 1974;

«Типовая инструкция по охране труда для машинистов уплотняющих машин», М., Оргтрансстрой, 1975.

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Работы по возведению насыпи земляного полотна скреперами выполняют в две смены. В каждую смену организуют звено следующего состава:

Машинист трактора-толкача 6 разр. — 1

Машинисты скреперов 6 » — 7

Машинист бульдозера 6 » — 1

Машинист автогрейдера 6 » — 1

Машинист пневмокатка 6 » — 1

В состав звена при необходимости включаются водитель поливомоечной машины и машинист бульдозера с рыхлителем.

Число скреперов и автогрейдеров определяют в зависимости от дальности возки (см. приложение) и рассчитывают по формуле.

где П — число скреперов на один толкач;

Цс — время полного цикла скрепера;

Цт — время полного цикла толкача.

Для выполнения работ берут захватку длиной 200 м и делят ее пополам по оси насыпи.

Работу организуют так, чтобы грунт отсыпался и разравнивался на одной половине захватки, а уплотнялся на другой.

Следующая смена ведет работы на следующей захватке.

На участке работ сосредотачивают склад горюче-смазочных материалов, инвентарь, а также вагончик для мастера и кладовой, вагончик для отдыха рабочих, вагончик для принятия пищи. Обеспечивают участок работ питьевой и технической водой, медицинской аптечкой. Зимой механизмы обеспечивают горячей водой.

IV. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ОТСЫПКИ СЛОЯ НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ТОЛЩИНОЙ 0,3 м СКРЕПЕРАМИ ДЗ-13 (Д-392) ПРИ ДАЛЬНОСТИ ВОЗКИ 2 км

Примечания . 1. Цифры над линиями обозначают число машинистов, под линиями — продолжительность операции в минутах.

2 . В трудоемкость работ включено время на отдых машинистов — 10 % продолжительности смены.

V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА ОТСЫПКУ СЛОЯ НАСЫПИ ТОЛЩИНОЙ 0,3 м ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА КОМПЛЕКТОМ САМОХОДНЫХ СКРЕПЕРОВ ДЗ-13 (Д-392) НА ЗАХВАТКЕ ДЛИНОЙ 200 м ПРИ ДАЛЬНОСТИ ВОЗКИ 2 км

Оцените статью
Cправочник
Добавить комментарий