Мтз 5 технические характеристики
МТЗ- 5 — универсальный сельскохозяйственный трактор средней мощности
МТЗ-5 «Беларусь» — марка универсальных пропашных колесных тракторов средней мощности общего назначения, выпускавшихся Минским тракторным заводом с 1956 по 1962 годы и Южным машиностроительным заводом с 1958 по 1972 годы.
Первые образцы колесных тракторов МТЗ-5 были изготовлены на Минском тракторном заводе в январе 1956 года, а немногим позднее трактор был запущен в серийное производство и стал на конвейер. МТЗ-5 был разработан на основе популярного в те годы трактора МТЗ-2 мощностью 36 лошадиных сил, выпускавшимся заводом с 1953 по 1957 годы. Впоследствии было налажено производство тракторов МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5МС, МТЗ-7.
Трактор предназначался для выполнения работ по возделыванию пропашных сельскохозяйственных культур (кукуруза, сахарная свекла, картофель, подсолнечник, овощебахчевые и др.). А также для неглубокой обработки легких и средних почв, посева и уборки некоторых зерновых культур.
Трактор агрегатировался с большим количеством навесного, полунавесного оборудования и сельхозмашинами. Было сконструировано и выпущено различное навесное погрузочно-транспортное оборудование: стогометатель, копновоз универсальный навесной (КУН), вилочный погрузчик. Трактор использовался и как шасси для целой серии экскаваторов.
Тракторы МТЗ-5 и их модификации выпускались на Минском заводе с 1956 по 1962 годы. Производство МТЗ-5 и его модификаций было запущено и на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, где под маркой ЮМЗ тракторы собирались с 1958 по 1972 годы.
Колесные тракторы «Беларусь» семейства МТЗ-5— универсальные сельскохозяйственные тракторы средней мощности на которые устанавливались дизельные двигатели Д-40, Д-48 с электростартером или пусковым двухтактным бензиновым двигателем.
Трактор был построен по классической схеме и имел полурамную конструкцию. Полурама выполнялась из швеллеров, соединенных между собой передним брусом.
Остов трактора состоял из полурамы и трех основных агрегатов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста.
В передней части остова смонтирован двигатель со вспомогательным оборудованием и радиатор системы охлаждения. Двигатель крепился к полураме и имел штатную облицовку с декоративными элементами]. Непосредственно за двигателем располагались механизмы силовой передачи трактора: муфта сцепления, коробка передач и задний мост, на корпусе которого крепились механизмы тормозов и вал отбора мощности (ВОМ), а также механизм задней навески гидравлической системы.
Гидравлическая система — раздельно-агрегатная: насос гидросистемы получает вращение от двигателя через шестерни привода ВОМ. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах задней навески устанавливалась поперечина с прицепной вилкой. Агротехническая колея переменная и могла регулироваться
МТЗ-5 — базовая модель. На тракторе устанавливался, улучшенный по сравнению с МТЗ-2, дизельный двигатель Д-40К номинальной мощности 45 л.с. Расход топлива снизился до 210 г/э.л.ч. На двигателе был увеличен диаметр цилиндров (105 мм), число оборотов коленчатого вала возросло до 1500 об/мин. Муфта сцепления имела более совершенную конструкцию, что позволило установить вал отбора мощности (ВОМ) с независимым приводом. Ряд изменений коснулся и гидравлической системы с применением агрегата НС-37.
Ходовую систему улучшили за счет изменения конструкции передней оси и установки передних колес, увеличенных размеров. В конструкции применялся более мощный генератор. Появилось четыре фары.
В 1957 году МТЗ-5 был модернизирован и ряд моделей получил индекс «М». МТЗ-5М имел двигатель Д-40М и вместо пускового бензинового двигателя устанавливался электростартер СТ-50. 5-ти ступенчатая коробка была заменена на 10-ти ступенчатую, — увеличилась транспортная скорость до 22,3 км/час. Дифференциал заднего моста имел автоматическую блокировку (АБД) с управлением от ножной педали. Был увеличен дорожный просвет передней оси (до 640 мм), размеры передних (6,5-20) и задних (12-38) колес, снижено значение потребное давления в шинах.
Трактор оснащался прогрессивной по тем временам раздельно-агрегатной гидросистемой с выносом отдельных гидроцилиндров. Для более комфортных условий труда механизаторов стали устанавливать кабину и ножной сбрасыватель числа оборотов двигателя, который соединялся специальным механизмом с рукояткой ручного газа. Системы электроосвещения и световой сигнализации по сравнению с трактором МТЗ-5 стала более совершенна. На Брюссельской всемирной выставке в 1958 году создатели трактора были удостоены золотой медали.
МТЗ-5Л отличался от МТЗ-5М лишь модификацией двигателя — модели Д-40Л (без свечей накаливания и декомпрессионного механизма) с пусковым бензиновым двигателем. В 1958—1960 годах было изготовлено 41118 единиц.
В 1959 году, после конструкторских доработок в серию пошли тракторы МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС. Буква «С» в обозначении означала «скоростной». Устанавливаемый на трактор дизельный двигатель Д-48 имел номинальную мощность 48 л.с. Диапазон рабочих (пропашных) скоростей был подобран в пределах 5-10 км/ч. В остальном принципиальных отличий от тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М не было. Трактор МТЗ-5МС имел электрооборудование постоянного тока. Производство скоростных машин началось в 1959 году.
Один их сохранившихся экземпляров трактора МТЗ -5 находится в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанская, 69, стр. 3.
Мотоблок МТЗ 05: технические характеристики
Классическая модель малой сельхозтехники
Мотоблоки «МТЗ-05» на минском тракторном заводе начали серийно выпускать ещё в 1978 году, когда ещё и слова-то такого в общем лексиконе не было. Термин «мотоблок» вошёл в обиход советских граждан только в начале восьмидесятых годов ХХ века. До этого подобная техника в Европе называлась «фреза для почвы», а в Советском Союзе – «пешеходный трактор». Конструкторскому бюро минского тракторного завода удалось создать очень удачную мини-сельхозмашину, в плане её универсальности и многофункциональности. Поэтому и современные мотоблоки «Беларус МТЗ-09Н», двигатели на которых совершенно другие, скомпонованы по такому же принципу.
Об истории мотоблока «МТЗ-05»
В 1978 году на минском тракторном заводе были запущены в серию пять новинок из разряда малой сельхозтехники: четырёхколёсный 12-сильный мини-трактор «МТЗ-082» и двухколёсные мотоблоки мощностью в 5, 6, 8 и 12 л.с. Самым массовым из них стал «МТЗ-05». Данная модель мотоблока «прописалась» на сборочном конвейере вплоть до 1992 года, когда ей на смену пришла обладающая более мощным и при этом более экономичным двигателем модель «МТЗ-09Н».
Наряду с Минском, мотоблоки данной марки в конце 80-х —начале 90-х годов выпускались также и на Сморгонском агрегатном заводе (г.Сморгонь Гродненской области). За годы производства было сделано десятки тысяч мотоблоков «МТЗ-05», которые нашли своих покупателей не только в Советском Союзе, но и многих других странах (в основном, бывшего социалистического лагеря).
Назначение мотоблока «МТЗ-05» в хозяйстве и его отличительные особенности
Изначально мотоблок «МТЗ-05» предназначался для обработки почвы на тех небольших участках, где затруднительно или невозможно использовать трактора. А именно, на приусадебных участках и придомовых территориях, в теплицах и пришкольных опытных хозяйствах, в парках, в садах и на огородах. Он легко справляется с такими задачами, как вспашка почв небольшой плотности, боронование, культивация, междурядная обработка различных овощных культур (окучивание, рыхление, прополка). Кроме того, для выкапывания корнеплодов, для кошения травы, транспортировки грузов весом до пятисот килограммов, и для стационарных работ с валом отбора мощности.
Мотоблок «МТЗ-05» с плугом.
Со всеми этими задачами сельхозмашина достойно справляется. Благодаря особенностям своей конструкции, мотоблок может применяться на самых разных полях, со всевозможными сельскохозяйственными культурами. Его сильная сторона в том, что ширина колеи мотоблока может изменяться (варианты: 425, 600 и 700 мм), в соответствии с шириной рядков на каждом конкретном поле или огороде. Это возможно благодаря оригинальной конструкции: у «МТЗ-05» отсутствует рама, его корпус собирается из нескольких составных частей трансмиссии. В результате, на мотоблоке можно обрабатывать разнообразные сельскохозяйственные культуры, не нанося вреда этим растениям.
Двухколёсное шасси оснащено реверсивной рулевой штангой, которая способна поворачиваться в самых широких пределах. Таким образом, что оператор мотоблока при работе может идти не обязательно вслед за ним, а около него, например, сбоку. Разумеется, это намного облегчает труд. Так же, как и простая, удобная в использовании откидная подставка (подножка) спереди под двигателем. Другая отличительная особенность мотоблока «МТЗ-05» – его более тяжёлая, по сравнению с современными мотоблоками, общая масса: 135 килограммов без учёта навесного оборудования. Массивный мотоблок работает более стабильно, не зарываясь периодически в землю.
Устройство и принцип работы мотоблока «МТЗ-05»
Основные узлы, из которых устроен классический минский мотоблок, следующие: двигатель; ходовая часть; трансмиссия и органы управления; система агрегатирования с прицепным оборудованием. Двигатель закреплён в связке с корпусом муфты сцепления. Непосредственно за мотором располагается механизм силовой передачи, который включает муфту сцепления; коробка передач, главная передача, шестерёнчатый дифференциал с принудительной блокировкой, конечные передачи и ВОМ – вал отбора мощности.
Колеса устанавливаются на фланцах конечных передач и снабжаются пневматическими шинами низкого давления (размер шин 5,90-13С, или 6L-12 по новой классификации). Колея мотоблока является переменной и изменяется вместе с перестановкой колёс. Пятилитровый топливный бак расположен впереди сверху, около крепления к корпусу рулевой колонки.
Принцип работы мотоблока «МТЗ-05» состоит в следующем: двигатель передаёт энергию вращения через трансмиссию и сцепление на распределительный вал, который приводит в действие насадки навесного оборудования (плуги-фрезы, окучники, картофелекопалки, бороны, разрыхлители, косилки и т.п.)
Двигатель мотоблока «МТЗ-05»
Мотоблок «МТЗ-05» оснащался одноцилиндровым четырёхтактным бензиновым двигателем «УД-15» рабочим объёмом в 245 кубических сантиметров и мощностью в 5 лошадиных сил (3,7 кВт). «УД» расшифровывается как «Ульяновский двигатель». «УД-15» – карбюраторный мотор воздушного охлаждения, с верхним расположением клапанов. Частота вращения – 3000 оборотов в минуту.
Он в советские времена выпускался ульяновским моторным заводом, начиная с 1967 года. Данный силовой агрегат имеет простую конструкцию; его отличительные черты – неприхотливость и хорошая ремонтопригодность. «УД-15» полностью адаптирован для долговременной непрерывной работы без потери мощности в тяжёлых условиях (экстремально низкие или высокие температуры, длительная работа под нагрузкой и т.п.)
Технические характеристики мотоблока «МТЗ-05»
- Тяговый класс – 0,1;
- Габаритные размеры (в миллиметрах): 1800х850х1070;
- Вес – 135 кг;
- Дорожный просвет – 300 мм;
- Скорость: рабочая – 2,15 км/ч; транспортировочная – 10 км/ч.
- Ёмкость топливного бака – 5л; средний расход бензина – 0,35 л. в час.
Мотоблок «МТЗ-05» оснащён системой многодискового сцепления. Муфта сцепления – фрикционная; смазка всех механизмов выполняется посредством масляной ванны. Управление сцеплением и трансмиссией осуществляется вручную. Коробка передач механическая, ступенчатая, «шестискоростная» (4 передние и 2 задние передачи). Шестерни этой коробки постоянно находятся в зацеплении. Мотоблок снабжён дифференциалом с межколёсной блокировкой.
Вал отбора мощности – зависимый, для работы со специальными активными орудиями. Номинальная частота вращения маховика составляет одну тысячу оборотов в минуту.
Навесное оборудование в стандартном «арсенале» мотоблока «МТЗ-05»
- Однокорпусный плуг ПЛ/1;
- Окучник КО/2;
- Косилка навесная КН/1;
- Культиватор лапчатый КР/70;
- Полутонный полуприцеп ПХ/0,5;
- Борона БН/50.
Всё это навесное оборудование сочленяется с сельхозмашиной посредством узла навески и помогает значительно расширить возможности «МТЗ-05». В зависимости от тех задач, которые ему предстоит решать. Данный мотоблок – универсальный труженик, но все дополнительные приспособления к нему нужно приобретать отдельно.
Мотоблок «МТЗ-05»: отзывы владельцев
Мотоблок «МТЗ-05» – это, в прямом смысле слова, «классика жанра», модель, которая на протяжении десятилетий занимала лидирующие позиции на отечественном рынке мини-сельхозтехники. Разумеется, в XXI веке он встречается на полях и приусадебных участках гораздо реже. Поскольку выпущенные в прошлые годы экземпляры вырабатывают свой ресурс и выбывают. А им на смену пришло как новое поколение белорусских мотоблоков – «Беларус МТЗ-09Н», так и большое количество более дешёвой аналогичной китайской техники.
Мотоблок «МТЗ-05» с прицепом.
Тем не менее, во многих сельскохозяйственных регионах Росии и бывших республик Союза мотоблоки «МТЗ-05» продолжают исправно трудиться. Ведь с ликвидацией колхозов и совхозов значение мини-сельхозтехники на селе и её применение значительно выросло.
Владельцы мотоблоков «МТЗ-05», в абсолютном большинстве своём отзываются о данной сельхозмашине только положительно. По их словам, мотоблок на все сто процентов справляется со всеми задачами; работает стабильно и безотказно, как автомат Калашникова. Хлопот своему хозяину практически не доставляет: техническое обслуживание минимальное («раз в год выкрутил свечу, очистил её от нагара», и т.п.), конструкция простая, ремонтопригодность отличная. Нужно лишь непродолжительное время, чтобы «приноровиться» к данной технике и освоить навыки работы с ней. Хотя для этого приспособления, конечно, нужно быть физически здоровым и довольно крепким человеком.
Многие сельские умельцы «приноровились» до такой степени, что усовершенствовали конструкцию мотоблока по-своему: прицепив к нему сиденье от трактора на мотоциклетных колёсах. И превратив тем самым «пешеходный» трактор в «комфортно-сидячий». (Как вариант: автомобильное кресло на автоколёсах).
Мотоблок «МТЗ-05»: самодельная «модификация комфорт».
Мотоблок «МТЗ-05»: цены на вторичном рынке
В интернете можно найти большое количество объявлений о продаже бывших в употреблении мотоблоков «МТЗ-05». Цена на данные сельхозмашины конца 80-х/начала 90-х годов выпуска колеблется от 25000 до 50000 рублей. Для сравнения: новый минский мотоблок «Беларус МТЗ-09Н» стоит от 78000 рублей и выше. Однако, б/у-шные сельхозмашины их владельцы, как правило, продают вместе с необходимым набором дополнительного оборудования, а иногда ещё и запчастей в придачу. А к новому их необходимо будет приобрести за отдельную плату.
В целом, мотоблок «МТЗ-05» вошёл в славную историю минского тракторного завода и отечественного сельского хозяйства как один из образцов чрезвычайно надёжной, неприхотливой, простой в эксплуатации и обслуживании техники.
Мотоблоки МТЗ Беларусь 05
Технические характеристики
Основные
Культиватор
Двигатель
Трансмиссия
Дополнительная информация
Магазины, где можно купить мотоблок и его аналоги
В 1978 году с конвейера Минского тракторного завода сошел один из первых на то время отечественных мотоблоков Беларусь МТЗ 05. Этот агрегат стал альтернативой мини-трактора и предназначался для работ на сельскохозяйственных участках с небольшой площадью. Мотоблок отличался надежностью, простотой конструкции, дешевизной обслуживания. Параллельно с белорусским заводом МТЗ Беларус 05 производился на Сморгонском агрегатном (г. Гродно). Модель оказалась настолько удачной и востребованной, что выпуск этой техники не прекращался до 1992 года, пока ее не заменил более экономичный и совершенный Беларус МТЗ-09Н.
Назначение
МТЗ-05 предназначен для сельскохозяйственных работ на небольших участках и вполне способен заменить небольшой трактор. Помимо полей с помощью этой техники можно обрабатывать приусадебные участки, облагораживать сады, парки и пришкольную территорию. Благодаря маневренности и малым габаритам устройство отлично подходит для работ в теплицах. Специальные крепления, которые расположены на мотоблоке, позволяют работать с целым рядом навесного оборудование, что превращает его в многофункциональную машину. С помощью МТЗ 5 л.с. можно:
- рыхлить и культивировать почву;
- обрабатывать междурядье;
- вспахивать легкий грунт;
- производить посев;
- выкапывать корнеплоды;
Кроме этого «Беларус 5» дает возможность скашивать высокие травы и мелкую поросль.
Благодаря прочности конструкции и большим зубчатым колесам МТЗ 05 без проблем перемещает прицепы весом до 0,6 т.
При оснащении местом для оператора мотоблок становится полноценным транспортным средством, развивающим неплохую скорость на ровной местности. Беларусь МТЗ 05 также может использоваться как стационарный двигатель. В таком случае используется вал отбора мощности.
Устройство
Беларус 05 отличается оригинальностью конструкции. Он полностью лишен рамы, что позволило существенно снизить массу устройства. Сама техника представлена как одноосное, двухколесное шасси, где все агрегаты скомпонованы в одно целое. Из основных узлов следует выделить двигатель, трансмиссию и ходовую часть.
Двигатель мотоблока МТЗ-05 прикреплен непосредственно к мокрой, многодисковой муфте сцепления. Далее следует узел главной передачи, представленной коническими шестеренками, имеющими спиральные зубья. За главной передачей расположен дифференциал с самоблокировкой. От него крутящий момент передается на колеса при помощи одноступенчатых редукторов.
Поверх корпуса трансмиссии располагается бак для топлива, рассчитанный на 5 л и рулевая колонка, на которой находятся органы управления. Для крепления колес используются фланцы конечных передач. Два колеса с шинами низкого давления, имеющими высокий протектор в виде елочки, обеспечивают надежное сцепление с грунтом.
Выхлопная труба находится в правой части двигателя, а на нижней части установлен стояночный тормоз. МТЗ Беларус 05 имеет механическую коробку передач, расположенную за муфтой сцепления. Четыре основных скорости обеспечивают передвижение техники со скоростью от 2-х до 10-ти км/ч. Для движения мотоблока назад используется режим реверса.
Особенности
Благодаря высокому дорожному просвету (около 300 мм) белорусский мотоблок МТЗ 05 уверенно себя ведет на пашне, и легко справляется с неровностями. Небольшие габариты и оригинальная конструкция позволяют развернуть машину на «пятачке» в 1 м.
Из особенностей МТЗ5 можно выделить:
- оригинальную рулевую колонку. Она может поворачиваться по горизонтали относительно продольной оси устройства на 160°. Этот фактор дает возможность оператору во время работы или заднего хода находиться сбоку от мотоблока. Для удобства управления рулевая колонка может перемещаться вверх-вниз на угол до 15°.
- изменяемую колею. Ширина колеи может меняться с помощью перестановки колес, при этом она варьируется в пределах 425, 600 или 700 мм.
К особенностям мотоблока МТЗ 05 можно отнести фрикционный дифференциал. Узел позволяет осуществлять межосевую блокировку колес. При этом обеспечивается оптимальное распределение мощности, снимаемой с главного вала, между каждым колесом в зависимости от испытываемого давления.
Во время поворота МТЗ-5 дифференциал останавливает одно из колес и ускоряет вращение другого. Благодаря этому сравнительно тяжелая техника обретает высокую маневренность и легко управляется.
Беларусь МТЗ 05 оснащен пятилитровым топливным баком, который обеспечивает длительную работу без дозаправки. Средний расход горючего – около 2-х литров. При повышенных нагрузках или транспортировке груза с большой массой этот показатель доходит до 3 л.
Двигатель
Для мотоблока МТЗ-05 был необходим сравнительно легкий и достаточно мощный двигатель. Конструкторы остановили свой выбор на МеМЗ-965, на базе которого был спроектирован и разработан «УД-15». До этого ЗАЗ-966 использовался в генераторных установках военных радиостанций и устанавливался на автомобили «Запорожец».
УД-15 – это карбюраторный четырехтактный бензиновый силовой агрегат с одним цилиндром. В нем используется принудительное воздушное охлаждение. Двигатель имеет рабочий объем 245 см 3 и выдает мощность до 6 л. с. при 3600 об/мин (5 лс на МТЗ О5 при 3000 об/мин), что соответствует 4,41 кВт. Частота вращения достигает 3000 об/мин.
Двигатель УД-15 неприхотлив и достаточно прост в обслуживании. На него без труда можно найти запчасти. Однако, мотор имеет свои недостатки: часто выходит из строя и не экономичен.
Позже на некоторые мотоблоки МТЗ-05 ставились двухцилиндровые двигатели УД-25 с мощностью в 8 л. с. Сейчас эти агрегаты часто заменяются более совершенными моторами китайского и японского производства.
Фото-подборка
Инструкция по эксплуатации
Цены на МТЗ-05
На данный момент в продаже нет новых мотоблоков данной модели даже с рук с консервации или хранения, купить МТЗ 05 можно только в состоянии «бу». На данный момент модель «0 5» – самый популярный б/у «Беларус» по количеству предложений.
Средняя цена на БУ МТЗ 05 (5 л. с.) составляет 39500 руб. В стоимости учитывается состояние агрегата, когда он был выпущен и прилагаемое прицепное и навесное оборудование. Чем больше рабочей навески идет комплектом, тем дороже. Так же, например, если вместе с мотоблоком идет прицеп или телега, это еще плюс 5-15 тыс. руб.
Отзывы владельцев
Фермерством занимаюсь сравнительно недавно. Долго сомневался при выборе мотоблока. Хотелось обзавестись добротной техникой, но при этом не слишком влететь в копеечку. Как оказалось, японцы и китайцы для меня дороговаты. По советам, остановил выбор на б/у-шном белорусском МТЗ 05 весом аж 135 кг. Машина что надо! По пашне летает и с прицепом отлично себя ведет. После 3-х часов работы спалил всего полбака. Как по мне, совсем не дурно. Из поломок отмечу: заменил свечу, и пришлось сращивать тросик сцепления. А так – агрегатом очень доволен.
Сергей Иванович, Тульская область
Уже с десяток лет владею подобным устройством. Хотя при взгляде на «иномарки» конечно зависть берет, но, в общем-то, особых нареканий на Беларусь МТЗ-05 не имею. Одно время ощущались проблемы с переключением передач, да и сцепление работало неважно. Благодаря местным умельцам эти проблемы убрал. Считаю, что за такие деньги это вполне приличная техника.
Анатолий, г. Самара
О Беларус МТЗ 005 ничего плохого сказать не могу. Агрегат отлично справляется с моим участком (30 соток), а работать ему приходится довольно много. Да и как транспорт он у меня постоянно задействован. Поначалу пришлось повозиться с магнето. Как оказалось, причина крылась в сырости, поскольку мотоблок «ночевал» на улице. Теперь «МТЗ 0 5» имеет свой гараж, и проблем как таковых я не наблюдаю.
Андрей Евгеньевич, г. Курск
МТЗ Беларус 05 у меня трудится уже 25 лет – отличная машина. За это время пришлось переделать навеску и осталось немного отремонтировать – не могу найти магнето. А в целом очень доволен мотоблоком.
Владимир, г. Липецк
Видео
Трактор МТЗ-5
МТЗ-5 – модель колесного трактора общего назначения, относящаяся к классу тяги 1,4. Производство данной техники было налажено на Минском тракторном заводе. Здесь МТЗ-5 собирали в 1957-1962-ом годах. Также модель с 1958-го по 1972-го года выпускалась Южным машиностроительным заводом. Основой для создания «Беларуса-5» стал трактор МТЗ-2, который к тому моменту морально устарел.
Данная техника является широкоуниверсальной и предназначается для выполнения работ по уборке и посеву зерновых культур, уходу за пропашными культурами, предпосевной обработке, пахоты средних и легких почв и транспортных работ. Трактор агрегируется с большим количеством погрузочно-транспортного навесного оборудования: универсальным навесным копновозом (КУН), вилочным погрузчиком и стогометателем. Также МТЗ-5 выполняет роль шасси для целого семейства небольших гидравлических экскаваторов.
Рабочий МТЗ-5 видео
В период производства было выпущено 644 тысячи «Беларусов-5». Трактор использовался во всех зонах.
Модификации
Существовало несколько версий данной модели. Классическую модификацию Минский тракторный завод собирал около года. Затем МТЗ-5 прошел модернизацию. Техника получила раздельно-агрегатную гидросистему и стала называться МТЗ-5К. Однако производство данной модификации продолжалось всего несколько месяцев.
В 1958-ом году «Беларус-5» вновь переделали. Начался выпуск версий МТЗ-5Л и МТЗ-5М. Литерами «М» и «Л» обозначались модификации, получившие иной способ пуска дизельного двигателя и новый комплекс электрооборудования. Запуск модели МТЗ-5М осуществлялся посредством электростартера (оборудование постоянного тока), МТЗ-5Л – через пусковой двигатель (оборудование переменного тока).
Позднее появились версии с литерой «С». Ими обозначались модели, оборудованные закрытой кабиной. МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС предназначались для использования в сложных почвенных условиях и опционально оснащались полугусеничным ходом.
Южный машиностроительный завод изначально также выпускал МТЗ-5. Однако затем предприятие назвало свой продукт ЮМЗ-5, сохранив при этом прежнее торговое название «Беларусь».
Технические характеристики
- МТЗ-5 получил 40-сильный мотор, не отличающийся большой мощностью.
- Эксплуатационная масса техники составила 3,19 тонны.
- Удельный расход топлива трактора равнялся 200 г/л.с. в час при емкости топливного бака в 90 литров. «Беларус-5» имел диапазон скоростей 1,4-22,3 км/час.
- Ширина МТЗ-5 составляла 1884 мм, длина – 4095 мм, высота – 2390 мм.
- Дорожный просвет равнялся 450 мм под задним мостом, 650 мм – под задними колесами, 640 мм – под передней осью.
Двигатель
Классическая модификация «Беларуса-5» оснащалась 4-тактным 4-цилиндровым двигателем «Д-40». Мотор имел мощность в 40 «лошадей». Версии МТЗ-5М и МТЗ-5Л комплектовались агрегатами «Д-40М» с электрическим стартером и «Д-40Л» с пусковым двигателем. МТЗ-5ЛС получил переработанный мотор «Д-48Л», МТЗ-5МС – «Д-48М». Первый отличался вихрекамерным смесеобразованием. Агрегаты последних версий «Беларуса-5» имели мощность 48 «лошадей» и частоту вращения 1600 об/мин. При этом все силовые установки были унифицированными.
Конструкция двигателей МТЗ-5 в сравнении с МТЗ-2 была переработана:
– трактор получил 12-вольтовое электрооборудование;
– сигнализация и система электроосвещения стала более совершенной;
– «Беларус-5» обзавелся аккумуляторными батареями на 135 Ам-ч и генератором постоянного тока с реле-регулятором;
– масса двигателя сократилась, а износостойкость повысилась.
Устройство
МТЗ-5 получил несколько решений, сделавших его одним из лучших тракторов своего времени. Техника обзавелась совершенной муфтой сцепления, новой гидросистемой и ВОМом с независимым приводом.
Износостойкость элементов ходовой системы и силовой передачи за счет использования поверхностной закалки деталей, дополненной нагревом ТВЧ, была существенно повышена. Измененная конструкция передней оси и увеличенные передние колеса, отличающиеся пониженным давлением в шинах, делали ходовую систему более устойчивой к нагрузкам.
Количество фар в «Беларусе-5» увеличилось до 4, вес снизился на 250 кг.
В сравнении с МТЗ-2 трактор оказался более универсальным и агрегировался с множеством сельскохозяйственных машин различного типа, а также с уборочными устройствами и оборудованием, требующим привод органов от ВОМа. Модель получила гидросистему НС-37 с 2 выносными цилиндрами
Рабочее оборудование «Беларуса-5» включало в себя гидрофицированный крюк, гидравлическую навесную систему, полунезависмый привод, приводной шкив и ВОМ.
Ведущие колеса позволяли бесступенчатым методом менять ширину колеи и перемещать ступицы по полуосям. Установка полугусениц позволяла улучшить проходимость техники.
Изначально МТЗ-5 выпускался без кабины. Более поздние версии получили одноместную простую кабину каркасного типа.
Производство МТЗ-5 было завершено в середине прошлого века, потому найти данный трактор в рабочем состоянии довольно тяжело. Стоимость моделей последних годов выпуска составит 50-150 тысяч рублей.
Аналоги
Аналогом МТЗ-5 можно считать МТЗ-7, который являлся улучшенной версией данной модели.