Agroupp.ru

Аграрный справочник
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гусеничные трактора ссср

Советские трактора

Среди всего многообразия спецтехники, используемой для выполнения сельскохозработ, трактора СССР пользуются заслуженной популярностью, что обусловлено их неприхотливостью в обслуживании и адаптации к местным условиям эксплуатации. Производство различной тракторной техники для СССР являлось приоритетным направлением, что привело к появлению множества моделей.

Советская тракторная промышленность

Мирный советский трактор позволял выполнять множество задач и значительно увеличивал эффективность работы колхозов, что делало его одним из важнейших элементов хозяйственной деятельности. Несмотря на скромные мощностные показатели, характерные для большинства моделей, они были способны значительно повысить производительность, помочь в выполнении трудоемких работ.

Первые модели тракторов СССР начали производиться с 1923 года, представляли собой универсальные машины, предназначенные для решения широкого спектра задач. Появление подобной техники стало одной из причин успехов государства в экономике на протяжении первых лет его существования, поскольку народное хозяйство на тот момент было в упадке. К числу основных работ, которые выполнялись с применением подобного рода агрегатов, целесообразно отнести:

  • вспашку полей;
  • буксировку грузов, особенно на лесозаготовительных предприятиях;
  • прокладку дорог, возведение домов и других конструкций;
  • работы в коммунальной сфере.

Ранние модели представляли собой отечественные аналоги зарубежных наработок, чаще всего американской тракторной техники. Инженеры нередко вносили в конструкцию устройств различные изменения, влияющие на рабочие показатели трактора.

Тракторные заводы

История тракторов в СССР тесно связана с предприятиями, на которых они выпускались, поскольку для большинства из них производство такой техники стало приоритетным направлением деятельности. Идея создания предприятий, специализирующихся на производстве исключительно тракторов принадлежит Ф.Э. Дзержинскому. Она нашла поддержку со стороны правительства, что привело к появлению множества недорогих и надежных агрегатов, которые были приспособлены к сложным условиям эксплуатации.

Крупнейшие предприятия-изготовители располагались в следующих городах:

Эти заводы были крупнейшими, однако на территории страны было расположено и множество других предприятий, например, в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Ташкенте и прочих городах.

Колесные модели

К числу наиболее популярных и востребованных моделей советской техники данного типа относятся колесные устройства. Они отличаются быстрой скоростью движения, позволяющей технике самостоятельно добираться до места проведения работ. Подобные устройства универсальны, подходят для выполнения большинства задач.

Коломенец-1

Первый трактор в СССР — Коломенец, производство которого стартовало в 1923 году и продолжалось на протяжении 6 лет. Данная модель представляет собой точную копию популярного американского трактора Могул, однако некоторые узлы, имевшиеся в оригинале, отсутствовали.

Это позволило добиться большей скорости передвижения, что было особенно важно при необходимости передвигаться на внушительные расстояния. К числу характерных особенностей Коломенца целесообразно отнести рамный остов, а также силовой агрегат мощностью 25 л.с. Он работал по двухтактному принципу и имел 1 цилиндр.

Запорожец

Другим старым трактором, выпускавшимся во времена СССР, является Запорожец. Его изготовитель — концерн Красный Прогресс — начал серийное производство модели, практически одновременно с Коломенцем. Новый агрегат отличался небольшой массой, а также доступная стоимость, что было обусловлено использованием в конструкции бюджетных материалов.

Следует упомянуть, что силовой агрегат этого транспортного средства работал на сырой нефти. В отличии от большинства аналогов, модель является трехколесной, что делает её конструкцию нестандартной и запоминающейся.

Карлик

Создателем другого популярного советского трактора Карлика был изобретатель Я. В. Мамин. Он разработал сразу две новые модели — Гном и Карлик, которые отличались от многочисленных зарубежных аналогов небольшим весом, а также высокой маневренностью, позволяющей им осуществлять работы даже в стесненных условиях.

Характерной особенностью этого трактора является достаточная тяговая сила, подходящая для выполнения большинства задач, а простота в сборке и ремонте сделала его невероятно распространенным.

Фордзон-Путиловец

Другим ярким представителем тракторной техники СССР является Путиловец, выпущенный в 1922 году. Он был сконструирован на базе американского аналога — Фордзона, однако его устройство было адаптировано для отечественных условий эксплуатации.

За счет внесенных изменений инженерам удалось создать эффективную и перспективную модель, которая стала основой для большинства агрегатов колесного типа. Изделие было оборудовано 4 колесами, 2 из которых являются ведущими, а также двигателем с 4-мя цилиндрами, мощность которого достигала 20 л.с.

Универсал

Несколько позднее на заводе в Санкт-Петербурге был налажен массовый выпуск тракторов серии «Универсал», которые отличались от всех прочих аналогов повышенной мощностью. Было выпущено сразу несколько модификаций, каждая из которых была предназначена для решения конкретных задач. У-1 использовалась для обработки культур с высоким стеблем, У-2 для низких, а У-3 применялась для обработки земли между рядов. Для уборки хлопка конструкторы специально разработали другую модификацию У-4, что сделало модель универсальной. В дальнейшем производство трактора расширили, он стал выпускаться не только в Петербурге, но и во Владимире.

Настоящим прорывом для тракторостроения в СССР стал Т-150, который значительно превосходил по мощности и скорости движения все существующие аналоги. Его мощность достигала 170 л.с., а дорожный просвет составлял 40 см, что позволяло ему без труда передвигаться по бездорожью.

Гусеничные модели

Вскоре после массового распространения подобной техники ученые сфокусировались на исследовании эффективности различных моделей. В результате было принято решение о том, что изделия на базе гусениц значительно мощнее, эффективнее и надежнее. Это привело к разработке сразу нескольких популярных моделей, в результате чего гусеничные трактора СССР начали повсеместно выпускаться.

Коммунар

Первой моделью стал Коммунар, который был разработан и произведен на Харьковском заводе. Выпуск начался с 1924 года и продолжался 7 лет. Изделие обладает массой 8,5 т, а его двигатель мощностью 50 л.с. Трактор способен развивать скорость до 7 км/ч, повсеместно применялся не только для сельскохозяйственных работ, но и для перевозки орудий во время Второй Мировой войны.

Более современной моделью, которая была разработана в 50-х, является дизельный трактор Д-54. Он выпускался сразу на нескольких концернах, применялся для решения наиболее трудозатратных задач. Отличается высокой мощностью, простой и надежной конструкцией, сделавшей его невероятно популярным.

Наибольшее распространение получил Д-75, который считается одной из самых массовых моделей. Его производство стартовало с 1973 года, а первые экземпляры комплектовались силовыми агрегатами, мощность которых достигала 75 л.с. Помимо основной модели, было выпущено несколько модификаций, которые были адаптированы для работы в неблагоприятных климатических условиях.

Конструкция устройства предполагала возможность использования широкого спектра навесного оборудования, которое позволяло значительно расширить сферу применения устройства. Подобная техника получила настолько широкое распространение, что помимо велосипедов, для детей выпускались нестандартные игрушки, например, педальный трактор.

Заключение

Тракторная промышленность СССР на момент создания страны не имела производственных мощностей и типовых конструкций, однако за последующие годы стране удалось разработать множество популярных моделей. В их основе выступали зарубежные аналоги, однако в конструкцию вносились существенные изменения, что делает старые советские трактора самостоятельными моделями.

7 легендарных советских тракторов, на которых перевыполнялись любые планы и бились все рекорды

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

С первых дней образования СССР отечественная промышленность приступила к выпуску большого количества разнообразной новой техники. Колхозы и совхозы особенно нуждались в мощных тракторах. Машиностроение бурно развивалось, и в Советском Союзе стали массово строить колесные и гусеничные тракторы, считавшиеся одними из лучших в мире.

Читать еще:  Отвал для минитрактора своими руками чертежи размеры

1. Фордзон-Путиловец

Трактор Фордзон-Путиловец выпускался с 1924 года в Ленинграде и является точной копией американской модели Fordson компании Ford. Машина имела классическую компоновку: большие ведущие колеса сзади и маленькие управляющие спереди. Трактор приводился двигателем мощностью 20 л.с., работавшим на керосине.

До 1932 года было выпущено 36 тысяч Фордзонов, которые стали одним из символов коллективизации в СССР.

2. Т-150К

Колесный трактор Т-150К выпускается на Харьковском тракторном заводе с 1971 года и без этой машины в 1970-е и 1980-е годы не обходился ни один колхоз. Т-150К отлично подходит для обработки полей, на порядок опережая существующую технику по основным показателям. 8-тонная машина приводится в движение 6-цилиндровым дизельным двигателем.

Т-150К отличается оригинальной компоновочной схемой. У трактора вместо единой рамы все агрегаты смонтированы на двух полурамах. На переднюю установлен моторный отсек, кабина и мост. Задний мост с прицепным оборудованием смонтированы на вторую полураму. Две секции Т-150К соединены шарнирами, движением которым трактор и поворачивает.

Благодаря передовым решениям, заложенным в конструкцию еще полвека назад, Т-150К активно используется и сегодня.

3. Т-16

Трактор Т-16 часто использовался в жилищно-коммунальной сфере, строительстве, в сельском хозяйстве в качестве легкого развозного грузовика. Машина выпускалась с 1961 по 1995 годы в Харькове и получила большую популярность, несмотря на необычную компоновку (кузов перед кабиной) и маломощный двигатель (от 16 до 25 л.с.).

4. ДТ-75

Гусеничный трактор ДТ-75 выпускался с 1963 года и стал самым массовым советским трактором. Со сборки заводов в Волгограде и Павлодаре (Казахстан) вышло 2,7 миллиона экземпляров. В сравнении с другими моделями, ДТ-75 отличались простотой, экономичностью, ремонтопригодностью и невысокой стоимостью.

Машина на гусеничном ходу оснащалась различными дизельными двигателями мощностью от 75 до 170 л.с.

Первые экземпляры ДТ-75 получили кабину от грузовика ГАЗ-51, а последующие варианты – обновленную, с увеличенной площадью остекления.

Чтобы обеспечить потребность страны в ДТ-75, в 1970-е-80-е годы Волгоградский тракторный завод работал в 4 смены, т.е. круглосуточно. Множество этих машин до сих пор служат на полях, строительстве, дорожных работах, лесозаготовках. Гусеничные тракторы ДТ-75 побывали в экстремальном климате Африке и Антарктиды.

5. К-700/701 «Кировец»

В 1961 году на Кировском заводе в Ленинграде начался выпуск огромного колесного трактора. Под именем «Кировец» эту машину знали колхозники по всей стране. К-700 отлично подходил для пахоты и других сложных земляных работ. А в случае военного времени тракторы серии К-700 становились артиллерийскими тягачами.

К-700/701 оснащались дизельными 8-ми или 12-цилиндровыми двигателями ЯМЗ мощностью 280-300 л.с.

Всего за 41 год было выпущено около 400 тысяч тракторов «Кировец».Теперь эти машины можно увидеть в многочисленных видео на YouТube, где они уверенно доказывают, что советская техника не зря считается самой мощной и проходимой.

6. МТЗ «Беларусь»

Сложно найти человека на постсоветском пространстве, который не слышал о существовании трактора «Беларусь» и не видел его вживую. Они выпускаются на Минском тракторном заводе с 1953 года и за это время сменилось уже несколько поколений машин. Общее количество «Беларусь» всех модификаций – более 3 500 000 экземпляров, что делает его одним и самых массовых советских тракторов.

Эти машины имеют классическую компоновку с передним расположением двигателя и задними колесами большого диаметра. По мнению трактористов, это надежные и неприхотливые трудяги.

7. Т-800

Трактор Т-800 (Т-75.01), выпущенный на Челябинском тракторном заводе, считается самым тяжелым трактором в Европе. Основная задача гусеничной машины полной массой 103 тонны – перемещать большие объемы породы и грунта.

Т-800 оснащается дизельным двигателем мощностью 820 л.с. с турбонаддувом и интеркулером. Сверхтяжелые машины выпускаются с 1983 года поштучно, под заказ.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Гусеничный трактора СССР и Российского производства

Колесные и гусеничные трактора применяются для выполнения работ в промышленной, сельскохозяйственной, горнодобывающей и других сферах. В сельском хозяйстве востребован гусеничный трактор, так как он оказывает наименьшее давление на почву, благодаря большой площади соприкосновения с поверхностью. В СССР было развито производство гусеничных машин. На сегодняшний день, гусеничные трактора, в отличие от колесных, имеют меньшую популярность. Ниже будет представлен обзор гусеничных машин отечественного производства.

Устройство гусеничной техники

Общее устройство гусеничного трактора отличается от колесной техники типом ходовой части. Ведущими частями являются специализированные траки. Это повышает проходимость машины на затрудненных участках пересеченной местности. Поворот осуществляется торможением одной из гусениц, что позволяет разворачивать многотонную машину на месте.

СПРАВКА: Главным недостатком гусеничной ходовой части является то, что она негативно воздействует на асфальтовое покрытие. Поэтому для перевозки техники используются специализированные тралы.

Гусеничные трактора СССР

В СССР гусеничные трактора пользовались высоким спросом. Сельское хозяйство их основная область назначения. Советские трактора отличались высокой надежностью и простотой в ремонте. Они хорошо работали при различной температуре окружающей среды.

СТЗ-НАТИ

В 1937 году советскими конструкторами разработан первый гусеничный трактор. Разработкой совместно занимались инженеры Сталинградского тракторного завода и Научно-исследовательского тракторного института. Машина получила название СТЗ-НАТИ.

По сравнению с зарубежными аналогами, советский гусеничный трактор более приспособлен к различным климатическим условиям, и неприхотлив к качеству топлива. По сравнению с колесными машинами, он имел более высокую проходимость и тяговые характеристики.

СТЗ-НАТИ имел карбюраторную четырехцилиндровую силовую установку мощностью 52 лошадиных силы. Двигатель работал на керосине, и имел жидкостное охлаждение. Для заполнения системы охлаждения применялась вода. Трактор оборудован трехходовой зубчатой коробкой передач. Звенья траков изготовлены из высокопрочной стали.

ИНТЕРЕСНО: В 1947 году на Сталинградском тракторном заводе был изготовлен десятитысячный экземпляр трактора СТЗ-НАТИ.

В начале 50-х годов одновременно на трех тракторостроительных заводах советского союза начали производство трактора ДТ-54. Новый гусеничный трактор СССР создан для использования в сельском хозяйстве, и значительно отличался от предшественника СТЗ-НАТИ.

Машина обладает следующими характеристиками:

  • Вес снаряженной машины – 5400 килограмм;
  • Высота от почвы до верхнего края выхлопной трубы – 2300 мм;
  • Длина с поднятой навеской – 3660 мм;
  • Ширина – 1865 мм;
  • Размер колеи между траками 1435 мм;
  • Давление на один квадратный сантиметр земли – 410 г;
  • Двигатель – четырехцилиндровый, четырехтактный дизель;
  • Мощность силовой установки – 54 л.с.;
  • Расход топлива – 205 г на л.с за один час работы;
  • Система охлаждения – жидкостная принудительная;
  • Объем топливного бака – 185 литров;
  • Максимальная скорость движения – 7.9 км в час.

Запуск дизельного агрегата осуществляется при помощи одноцилиндрового бензинового пускателя. После запуска основного двигателя пускатель отключается автоматически. Производство трактора ДТ-54 было остановлено в 1979 году.

Модель ДТ-75 является одним из самых массово выпускаемых гусеничных тракторов СССР. Он получил широкое применение в различных климатических условиях, и отличается своей неприхотливостью. За все время машина не раз обновлена и модифицирована. В зависимости от модификации, советский ДТ-75 использовался в сельскохозяйственной, коммунальной, промышленной и других сферах.

Основой трактора является жесткая рама, состоящая из двух лонжеронов и поперечных балок. На раме установлена кабина и двигатель. Для снижения вибрации во время работы, силовая установка закреплена на эластичных подушках. Вес механизмов равномерно расположен на раме, это дает возможность машине плавно двигаться по неровностям покрытия.

Читать еще:  Чешский минитрактор tz 4k 14

Ходовая часть трактора включает в себя:

  • Балансирные каретки;
  • Ведущие звездочки;
  • Направляющие колеса (на колеса установлены натяжные устройства);
  • Опорные катки;
  • Поддерживающие ролики;
  • Две гусеничные ленты.

ДТ-75, в базовой комплектации, оснащен четырехцилиндровым дизельным двигателем мощностью 80 лошадиных сил. Силовая установка оснащена принудительным водяным охлаждением. Циркуляция воды обеспечивается водяной помпой. Расход дизельного топлива составляет 250 г/л.с. за один час работы. При объеме топливного бака 315 литров, расход топлива позволяет использовать машину длительное время без дозаправки.

Запуск силового агрегата осуществляется двухтактным бензиновым двигателем мощностью 10 л.с. В холодное время года для нормального запуска на тракторе установлен предпусковой подогреватель.

ВАЖНО: Некоторые модификации оснащены двигателем СМД-18, пуск которого осуществляется электрическим стартером.

Гусеничный трактор Т-150 лучшая модель советского тракторостроения. Благодаря своим высоким техническим характеристикам, он получил широкое применение в различных областях. Машина отличается скоростью и проходимостью по пересеченной местности.

Основой машины служит рама из двух лонжеронов и поперечных балок. На передней части рамы закреплен силовой агрегат трактора. Двигатель установлен на резиновые подушки, для снижения вибрации в кабине водителя. Задняя часть рамы жестко соединена с коробкой передач. Над коробкой переключения передач установлена кабина.

Коробка переключения передач имеет четыре режима:

  • Тяговый (медленный);
  • Рабочий;
  • Транспортный;
  • Задний ход.

Для каждого режима предусмотрено по 4 передачи. Переключение передач осуществляется гидромуфтами. Это позволяет переключать передачи во время движения, не снижая оборотов двигателя. Назначение и общее устройство трансмиссии гусеничного трактора отличается от колесного варианта ХТЗ. Существует возможность включать передачи отдельно для каждого трака, благодаря этому можно выполнить разворот трактора на одном месте. КПП оборудована валом отбора мощности (ВОМ), предназначенным для передачи крутящего момента к навесному оборудованию.

Т-150 оснащается шестицилиндровым дизельным двигателем СМД60. Номинальная мощность силовой установки составляет 150 л.с. Двигатель имеет V образное расположение цилиндров и смешанное (вода-масло) охлаждение. Запуск мотора комбинированный. Электростартером запускается бензиновый пускатель, приводящий в действие основной силовой агрегат. В холодное время года для облегчения запуска предусмотрен предпусковой подогреватель.

Российские гусеничные трактора

Сегодня гусеничные трактора российского производства уступают в популярности колесной технике. Гусеничные трактора менее универсальны, чем колесные. Они сложнее в производстве, и дороже по себестоимости. Ниже приведены несколько современных моделей российского производства.

СПРАВКА: Из всех тракторов, работающих в Российской Федерации, гусеничная техника составляет 13%.

Трактор АГРОМАШ-90ТГ

Агромаш-90ТГ является машиной 3 тягового класса. Трактор создан на базе советского трактора ДТ-75. Он пользуется высоким спросом у фермеров и строительных компаний. На строительных площадках Агромаш-90ТГ используется в качестве бульдозера.

Трактор имеет следующие технические характеристики:

  • Вес машины – 7100 килограмм;
  • Длина с поднятым навесным устройством – 4700 мм;
  • Ширина – зависит от комплектации, и составляет без болотного оборудования 1850 мм, с б/о – 2600 миллиметров;
  • Высота от почвы до верхнего края выхлопной трубы – 3100 мм;
  • База – 1612 мм;
  • Колея по центру траков – 1330 мм;
  • Клиренс – 370 мм;
  • Ширина траков – обычный 390 мм, болотный – 670 мм;
  • Двигатель – четырехцилиндровый дизель;
  • Объем силовой установки -7.43 литра;
  • Мощность – 94 л.с.;
  • Частота вращения коленчатого вала – 1750 оборотов в минуту;
  • КПП – семиступенчатая;

Навесное устройство Агромаш-90ТГ является универсальным. Существует возможность двухточечной и трехточечной наладки. Благодаря этому, трактор используется с различным сельскохозяйственным оборудованием.

Кабина Агромаш-90ТГ отвечает современным требованиям. Устройство кабины делает ее герметичной, что исключает попадание пыли в салон во время работы. Уровень шума в кабине не превышает допустимые нормы, это снижает степень усталости тракториста при длительной работе.

АГРОМАШ РУСЛАН

Модель «Руслан» выпущена в 2008 году. Трактор обладает высокими характеристиками. Машина выполняет большой спектр работ в сельском хозяйстве, при этом не повреждая плодородные слои почвы.

Отличительной особенностью модели «Руслан» является ходовая часть. Гусеницы установлены на треугольно расположенные направляющие. Это дает возможность получить высокую тяговую силу. Траки выполнены из армированной резины. Такой материал разрешает трактору мягко двигаться по разным покрытиям, не повреждая их.

«Руслан» оснащается шестицилиндровым дизельным двигателем. Мощность силовой установки составляет 340 л.с. Мотор оборудован турбонаддувом с принудительным охлаждением наддувочного воздуха. Система охлаждения жидкостная. Расход дизельного топлива составляет 227 г на кВт за один час работы. Двигатель соответствует европейским стандартам.

«Руслан» имеет гидромеханическую коробку переключения передач. Количество передач – 16 вперед и 3 задним ходом. Переключение передач возможно на ходу без снижения оборотов двигателя и потери мощности.

У машины современная кабина, оборудованная системой кондиционирования и отопления. Кабина герметична. Это предотвращает попадание пыли и вредных веществ в салон. Панорамное остекление улучшает обзор оператора во время работы. В салоне установлено пневмоподрессореное кресло тракториста. Органы управления позволяют подкорректировать сидение для человека любой комплекции.

Алтай 130

Алтай 130 относится к современным гусеничным тракторам алтайского производства. Машина относится к 4 тяговому классу, и выполняет работы в сельском хозяйстве с использованием навесного оборудования.

Главным отличием трактора Алтай 130 является комфортабельная кабина. Управление трактором вместо рычагов осуществляется рулевым колесом. Сидение тракториста имеет эргономическую спинку и подлокотники. Кабина герметична и оснащена кондиционером, автономным отопителем, аудиосистемой. Органы управления расположены в непосредственной близости от кресла оператора.

Машина оснащена шестицилиндровым дизельным силовым агрегатом с турбонаддувом. Объем силовой установки составляет 16.75 литров. Мощность дизельной установки – 140 л.с. Ее с запасом хватает для целевого использования трактора с различным оборудованием. Расход топлива «Алтай 130» составляет 245 г/кВт за один час работы.

На тракторе «Алтай 130» установлена механическая коробка переключения передач. Предусмотрены восемь передач для движения вперед, и 4 – назад. Крутящий момент от силовой установки к коробке передач передается с помощью двухдискового сцепления сухого типа.

На панели управления расположен специализированный монитор. Он передает видео в режиме реального времени с трех камер для обзора. Такая система исключает мертвые зоны обзора при управлении трактором.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор российского производства. Т-501 является самой мощной машиной модельного ряда, выпущенного заводом «Алтайский трактор». Самый большой гусеничный трактор завода «Алтайский трактор» может работать с полунавесными и навесными сельскохозяйственными устройствами.

Машина оснащена шестицилиндровым турбированным дизельным двигателем мощностью 280 л.с. и имеет следующие технические характеристики:

  • Длина с навесным устройством, установленным в транспортное положение – 6200 мм;
  • Ширина – 2250 мм;
  • Высота – 3200 мм;
  • Гусеничная база – 2100 мм;
  • Колея по центру траков – 1720 мм;
  • Клиренс – 450 мм;
  • Масса снаряженной машины без навесного оборудования – 11400 кг;
  • Давление на поверхность 0.45 кгс на см2;
  • Коробка переключения передач – механическая;
  • Количество передач (вперед, назад) – 8, 4;
  • Расход дизельного топлива – 164 г на л.с. за один час работы.

Т-501 имеет высокие показатели проходимости затрудненных участков пересеченной и болотистой местности, и хорошие тяговые характеристики. Это позволяет обрабатывать почву с различной степенью влажности. Сохранение влаги в почве на ранних весенних сроках способствует получению хорошего урожая.

Читать еще:  Мини трактора своими руками чертежи и размеры

Кировец К744

Модель выпускается на Петербургском тракторном заводе. Базовая модификация выполнена на колесах с шинами низкого давления. Дополнительно существует возможность заменить колеса специализированными гусеничными модулями. Траки трактора К744 изготовлены из армированной резины, благодаря этому машина может передвигаться по асфальтовому покрытию, не повреждая его.

Кировец К744 имеет 4 модификации, главным отличием которых является мощность силовой установки. Производитель устанавливает на трактор автоматизированную КПП с безрычажным управлением. Переключение осуществляется джойстиком и расположенными на нем кнопками. КПП имеет 16 передач для движения вперед, и 8 – назад.

Кабина трактора отличается высокой степенью комфорта и функциональностью. В кабине К 744 установлен бортовой компьютер. Он сообщает оператору о работе всех систем и механизмов. Органы управления расположены в непосредственной близости от сидения механизатора. Такое расположение дает возможность трактористу без труда управлять многотонной машиной. Т744 хорошо зарекомендовал себя при выполнении любых видов сельскохозяйственных работ в различных климатических условиях.

Из вышеперечисленного следует, что со времен советского союза отечественное тракторостроение развивается. Независимо от того, что гусеничная техника менее востребована, чем колесная, она постоянно модернизируется, и по многим техническим показателям не уступает зарубежным аналогам соответствующего класса.

Самые распространенные и известные трактора в СССР

Российская империя с давних времен считалась аграрной страной, широко использующей сельский труд. В Советском Союзе, несмотря на смену курса и развитие тяжелой промышленности, проводилась массовая коллективизация и создание колхозов.

Их задачей было обеспечение огромного государства продовольствием. А так на дворе стоял 20-ый век, век научного прогресса и великих открытий, без помощи передовой на тот момент техники не обошлось.

Лучший помощник колхозника

Одним из незаменимых инструментов в освоении новых земельных участков для рабочего стал трактор. Эта мощная машина помогала вспахивать землю, перевозила урожай, помогала расстраиваться в новых, необжитых землях. О популярных моделях тракторов и пойдет речь ниже.

Фордзон-Путиловец. Капиталистическая калька

Этот трактор, один из первых, если не первый, сделанных на территории СССР, являлся настоящим символом коллективизации. Его массово изображали на плакатах, агитках, с ним выпускали почтовые марки.

Интересно, знали ли широкие массы, что Фордзон является практически “дословной” копией американского трактора фирмы Форд? Но как бы то ни было, на просторах молодой страны он стал действительно ценным помощником сельского хозяйства. Первая модель была выпущена в 1924-ом, последняя сошла с конвейера в 1932-ом.

Универсал. Чужой, но все же наш

Один из сменщиков Фордзона стал трактор Универсал. Хотя и он тоже был срисован с зарубежного экземпляра, все же советские инженеры настолько обновили и перелопатили конструкцию, что трактор стал напоминать скорее фильм “по мотивам”, чем практически идентичную копию.

В пользу уникальности Универсала говорит то, что он стал первым трактором, который СССР экспортировал за границу. Выпускался с 1934-го по 1955-ый.

ДТ-14. Харьковская мощь

Выпуск этой машины начался в 1955-ом году, на Харьковском тракторном заводе, и предназначался для овощеводной отрасли сельскохозяйственной промышленности, а также активно участвовал в перевозке разнообразных грузов — от строительных материалов до отходов производства.

Удачность модели подтвердили неоднократные модификации, которые делали машину действительно универсальным средством для решения широкого спектра задач. Выпускался всего 4-ре года из-за того, что тракторная промышленность в те года переживала большой всплеск, и автопарк регулярно обновлялся, чтобы соответствовать потребностям колхоза.

Т-4. Мощь и недостатки

Нуждалась также сельская промышленность не только в тракторах, которые бы перевозили урожай, но и в тех, которые за короткий срок могли бы вспахивать большие участки чернозема. На момент 50-ых годов, именно такие машины были в остром дефиците.

Поэтому на Алтайский тракторный завод поступил заказ на производство трактора новых, не использованных ранее, мощностей и тягловой силы. Именно такой машиной и стал Т-4. Его существенной отличительной чертой было наличие гусениц, а не колес, в качестве инструмента передвижения. Дело в том, что по исследованиям советских агрономов, колесные трактора при работе непосредственно в поле, могли наносить серьезный ущерб почве и сильно уменьшать ее плодородие. Но вот использование гусениц практически нивелировало эту проблему.

В итоге трактор широко использовался в освоении целины Сибири и Казахстана. Но несмотря на это, техническая конструкция вызывала ряд нареканий. Что, в итоге, все же не сильно сказалось на количественном показателе эксплуатации — Т-4 стал одним из самых узнаваемых тракторов из СССР.

Беларусь. Лицо советского экспорта

Одним из самых узнаваемых тракторов на всем постсоветском пространстве являются машины, выпускавшиеся на Минском тракторном заводе. Серия, которая берет свое начало в уже далеком 1950-ом году, продолжает свое существование и до сих пор.

Она знакома не только по культовым моделям, типа МТЗ-50 или МТЗ-80, но также продолжает пополняться новыми машинами, которые находят свое применение в странах СНГ и в Европе. В том числе, тракторы Беларусь имеют в своей копилке награды различных выставок сельскохозяйственной техники.

Еще в советское время, машина получила свое признание не только в СССР, но и в ближайшем зарубежье — трактор активно экспортировали в страны социалистического лагеря и в ГДР.

ЮМЗ-6. Прототип для Volvo

Созданный Южным машиностроительным заводом, выпускался и после развала СССР, вплоть до 2001-го года. И сейчас его можно встретить на улицах городов и поселков в качестве снегоуборщика или экскаватора.

Пик своей славы пережил в конце 70-ых, начале 80-ых годов, когда на его базе шведский автоконцерн выпускал свой трактор Volvo BM-700.

ДТ-75. Простой и надежный

Одним из самых популярных тракторов в сельском хозяйстве являлся ДТ-75. Обладая гусеничным ходом, он широко применялся на пахотных полях, был мощным и в то же время удобным в пользовании. Многие отдавали предпочтение именно ему перед не таким удачным Т-4. Что и говорить, как результат, ДТ-75 широко засветился в качестве одного из “актеров” фильма “Русское поле” и был даже удостоен памятника.

В силу удачности модели, выпускается и сейчас, пережив ряд модификаций и модернизаций.

Т-800. Гигант

Название этого трактора навевает легкую ностальгию о постапокалиптических фильмах 90-ых. Выпущенный в 1983-ем году, он используется на работах горнорудной промышленности, выполняет большой объем земляных работ при строительстве дорог.

Сталинец-100. Скромный работяга

Сталинец, первая модель которого вышла с конвейера в 1956-ом, а последняя — в 1994-ом, являет собой промышленный трактор, использовавшийся при расчищении завалов, снегоуборочных работах, на его основе строили мощные бульдозеры. За годы выпуска было создано более 120 000 копий.

Т-100. Помощник строителей

Являющийся идейным продолжением Сталинца, Т-100 отличался не только высокой работоспособностью, но и беспрецедентным уровнем комфорта в кабине водителя.

Используясь в той же сфере, что и предшественник, он также получил широкую популярность при использовании в строительных работах по всему СССР.

Заключение

Тракторов в СССР было огромное множество, и вышеперечисленные модели не дадут всего представления об обширном автопарке машин. Некоторые из них канули в небытие, некоторые же — живут и здравствуют по сей день. А некоторые получили более широкое признание, чем в советское время.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector