Agroupp.ru

Аграрный справочник
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трактор дэт 250

Трактор ДЭТ 250

ДЭТ 250 – легендарный советский энергонасыщенный бульдозер, получивший большое распространение в середине прошлого века. Модель является первой в СССР машиной, оборудованной электромеханической трансмиссией. Само название ДЭТ 250 расшифровывается следующим образом – «дизельный электрический трактор». Машина считается родоначальником всех советских промышленных тракторов.

Линию сборки модели организовали на мощностях Челябинского тракторного завода (в другие точки она не переносилась). Первые экземпляры ДЭТ 250 были представлены в мае 1957 года. Главной особенность мощной техники 25 тягового класса стала электромеханическая трансмиссия, которая предоставляла ей ряд преимуществ и одновременно способствовала появлению недостатков. У машины периодически возникали проблемы с понижением температуры при охлаждении, потому трактор применялся, преимущественно, в условиях Крайнего Севера или в холодных зонах.

Назначение

Основная сфера применения ДЭТ 250 – перемещение больших масс земли, бульдозерные и строительные операции. Мощное оборудование, монтируемое в задней части, позволяет выполнять рыхление каменистых, твердых и замерзших грунтов для последующей разработки. С трактором используются бурильные и траншейные устройства для землеройных операций. Гусеничная тяга позволяет эксплуатировать технику на любом бездорожье, потому ДЭТ 250 нередко применяют в качестве тягача в добывающих и лесозаготовительных отраслях. Установка широких гусениц делает трактор пригодным для работы на болотистой местности. Также модель иногда задействуют в восстановительных поездах на железной дороге.

Для эксплуатации в городской черте модель абсолютно непригодна из-за большой массы и значительных габаритов. Характеристики техники предполагают использование только в промышленной среде.

Модификации и особенности

История ДЭТ 250 насчитывает практически 60 лет. Производство трактора завершилось сравнительно недавно – в 2013 году. При этом серию продолжают активно использовать в различных регионах России. За время выпуска ДЭТ 250 стал базой для создания многих специализированных модификаций. Последнее обновление трактора, произошедшее в 1989 году, получило название ДЭТ 250М2 и имело ряд усовершенствований. Был усилен задний мост, установлен новый двигатель, трубы гидросистемы перенесли в заднюю часть, обновилась ходовая система, появились раздельные тормоза. Модификация послужила основой для бульдозеров-толкачей ДЗ 126В-2, ДЗ 34С и ДЗ 118.

Популярность серии обуславливалась уникальными особенностями:

  • электромеханическая трансмиссия сделала трактор более производительным;
  • процесс управления машиной стал легче;
  • мощный двигатель обеспечивал необходимую тягу и скорость движения;
  • трактор обладал высокой надежностью;
  • неприхотливость к условиям работы и качеству топлива позволяла использовать модель в регионах с экстремально низкими температурами.

Применение электрической трансмиссии решило проблему эксплуатации техники на холоде, но создавало ряд отрицательных моментов. Серия ДЭТ 250 в сравнении с конкурентами имела повышенную массу, а сложная охлаждающая система требовала большего расхода топлива.

Технические характеристики

Габаритно-весовые характеристики (базовая версия/с бульдозерным оборудованием/с рыхлителем):

  • длина – 6620/7370/9440 мм;
  • ширина – 3180/4250/4250 мм;
  • высота – 3180/3215/3180 мм;
  • эксплуатационный вес – 32300/37500/41500 кг.

Колея трактора в стандартном исполнении равняется 2450 мм, база – 3218 мм. Максимальное давление на поверхность составляет 0,093 МПа. Ширина гусеницы – 560 или 690 мм, высота грунтозацепов – 70 мм. Модель способна развивать скорость 19 км/час при движении задним ходом и 3 км/час при движении передним ходом. Предельное тяговое усилие равняется 25000 кг.

Двигатель

В качестве мотора на ДЭТ 250 применяется 4-тактный дизельный двигатель В-31М2, выделяющийся небольшими габаритами и повышенной мощностью. Конструктивные особенности агрегата:

  • охлаждающая система – жидкостная с эжекционной вентиляционной системой. Аналогичный механизм использовался на отечественных танках;
  • система смазки – комбинированная (очистка масла выполняется в центрифуге);
  • очиститель воздуха – 2-ступенчатый с мокрой и эжекционной очисткой и индикатором засоренности;
  • расположение цилиндров – V-образное.

Характеристики двигателя В-31М2:

  • рабочий объем – 38,88 л;
  • номинальная мощность – 237 (323) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 1400 об/мин;
  • количество цилиндров – 4;
  • диаметр цилиндра – 150 мм;
  • коэффициент запаса крутящего момента – 11%.

Устройство и особенности эксплуатации

ДЭТ 250 представляет собой энергонасыщенный трактор на гусеничном ходу.

Основные элементы:

  • ходовая часть. Сварная герметичная рама обеспечивает необходимую жесткость кузова. Каких-либо особенностей ходовая часть машины не имеет. В ее основе лежит эластичная торсионная подвеска (индивидуальная для каждого катка). Сварные тележки прямоугольного сечения выполнены из 2 швеллеров. Натяжение гусениц выставляется посредством гидравлического механизма, гусеница в качестве опоры использует катки (по 6 штук с каждой стороны). Дополнительно устанавливаются поддерживающие катки (по 4 штуки с каждой стороны). У каждой гусеницы имеется 56 звеньев. В последних модификациях ДЭТ 250 в ходовой части используются лонжероны и торсионы равной жесткости, увеличивающие прочность конструкции;
  • электрическая трансмиссия. Основной составляющей трансмиссии является силовой генератор ГИ–160-6 с мощностью 220 кВт и максимальной частотой вращения 2250 об/мин. На генераторе имеется возбудитель, предназначенный для повышения возбуждения. Усилие на генератор подается от дизельного мотора посредством 1-ступенчатого цилиндрического редуктора. Трактор может двигаться вперед и назад в диапазоне 2 передач. Изменение скорости и усилия машины осуществляется в автоматическом режиме, у оператора нет необходимости переключать скорости. В состав главной передачи входят 2 конических шестерни, дополненные спиральными зубьями. Поворот выполняется при помощи 2-ступенчатых планетарных механических редукторов. На машину устанавливаются ленточные тормоза. Техника оснащается 2 независимыми валами отбора мощности. Именно электрическая трансмиссия является главной особенностью ДЭТ 250, которая делает его по-настоящему уникальным;
  • гидравлическая система. Представлена 2 основными силовыми аксиально-поршневыми насосами с давление 10 МПа. Также присутствует дополнительная гидравлическая система, в основе которой лежит шестеренчатый насос с давлением нагнетания 10 МПа;
  • дополнительное оборудование. Для ДЭТ 250 предлагается сравнительно небольшая линейка устройств. Обычно с трактором используются полусферический отвал и однозубый рыхлитель;
  • цельнометаллическая кабина. В сравнении с другими советскими машинами того времени кабина ДЭТ 250 выделялась повышенным комфортом. Однако по современным меркам ее вряд ли можно было назвать эталонной. 2-местный салон отличался просторностью, но особых достоинств не имел. Кабина устанавливалась на рессорах, нивелирующих колебания и вибрации, образующиеся при эксплуатации. Автономный отопитель хорошо прогревал салон даже в сильные морозы. В жаркую погоду оператор мог использовать вентилятор, устанавливаемый в базовом исполнении (на ранних модификациях отсутствовал), и специальные окна проветривания. Кабина изолировалась от пыли и шума, что с учетом специфики использования трактора было очень важно. Техника могла работать при температуре от -40 до +40 градусов. По заказу выполнялось дополнительное утепление салона. Обширное остекление и удобное расположение оператора позволяло выполнять различные операции. Кресло водителя находилось справа и имело регулировку по высоте. Управление трактором выполнялось из салона при помощи рычагов (руль в машине отсутствовал). Приборная панель располагалась рядом с водителем, а основные датчики были сгруппированы и разделены по секторам, чтобы оператор не путался. На последних вариациях устанавливались стеклопакеты, доработанная тепловая изоляция и кондиционер.

ДЭТ 250 отличался простым обслуживанием. Кузов капотного типа позволял подобраться к основным элементам без существенных трудностей. Узлы и детали трактора имели высочайшее качество, потому ремонт технике требовался достаточно редко. Своевременное обслуживание позволяло эксплуатировать машину с максимальной отдачей несколько лет. Трактор имела простую конструкцию, потому ремонт можно было осуществить даже без специальных навыков. Основные трудности ДЭТ 250 касались трансмиссии, имевшей сложное устройство. Ее поломка могла вызвать большие проблемы и привести к длительному простою.

Обзор характеристик бульдозера ДЭТ-250 и его модификаций

Гусеничная машина ДЭТ 250 выпускалась с 1957 по 2013 год на производственных мощностях тракторного завода в Челябинске (ЧТЗ). Обозначение машины расшифровывается как дизель-электрический трактор тягового класса 250 кН или 25 т. Машина стала первым советским энергонасыщенным трактором промышленного назначения с электромеханической трансмиссией.

Технические характеристики ДЭТ-250

Силовой агрегат включает в себя дизельный двигатель и обслуживающее оборудование. На машине применяется V-образный 12-цилиндровый атмосферный дизель В-30В жидкостного охлаждения, построенный на базе танкового мотора В-2. При работе на стенде двигатель развивает 310 л. с. при 1500 об/мин. При эксплуатации отдача двигателя снижается из-за системы очистки воздуха и сопротивления выпускного коллектора. Мотор развивает мощность машины 290 л. с.

Читать еще:  Как получить права на трактор

Система охлаждения не оснащена вентилятором. Теплообмен осуществляется при помощи эжекторов, установленных по бокам двигателя. Выхлопные газы поступают в рабочую камеру эжектора через сопла. Газы увлекают за собой воздух из подкапотного пространства, который проходит через соты радиаторов, установленных на эжекторе. Применение эжектора для охлаждения позволило убрать ненадежные вращающиеся узлы из системы охлаждения.

Дизель соединен с силовым генератором, который вырабатывает электрический ток для питания тягового электродвигателя. В состав трансмиссии включены 2-ступенчатые бортовые планетарные редукторы, позволившие увеличить тяговое усилие. Первая скорость редукторов применяется при работе машины, вторая — для передвижения между рабочими площадками. Максимальная скорость трактора составляет 19 км/ч.

Управление трактором ДЭТ-250 производится при помощи блокировочного фрикциона и тормозов, расположенных в бортовых передачах. В системе привода используется гидравлический усилитель, работающий от распределителя. Распределитель оснащен 1 рычагом управления. Реверс включается электрическим переключателем.

В основе трактора лежит рама, состоящая из 2 лонжеронов и картера заднего моста. Детали соединены сваркой. Дополнительно установлены поперечные усилители и днище, представляющее собой стальной лист. Внутренние полости лонжеронов служат каналами для подачи воздуха к системе охлаждения тягового электродвигателя.

Ходовая часть машины оснащена бортовыми тележками сварной конструкции. На тележках установлены по 6 катков, оснащенных индивидуальной торсионной подвеской. Натяжение гусеницы выполняется гидравлическим цилиндром, перемещающим переднее колесо.

Бульдозер ДЭТ-250 по техническим характеристикам соответствовал требованиям 60-х гг. Кабина оператора выполнялась из стального листа и оборудовалась теплоизоляционной обшивкой. В состав стандартного оснащения входил отопитель с вентилятором. В летнее время вентилятор использовался для подачи свежего воздуха в кабину.

На основе базовой модели выпускались модификации:

  • Вариант ДЭТ-250М, который начал производиться в 1970 году. Отличается возможностью установки оборудования на задней части. Предназначен для использования в качестве бульдозера, скрепера и машины для разрыхления каменистых или мерзлых грунтов.
  • Модификация трактора ДЭТ-250М2. Оснащена модернизированным дизелем В-31М2, развивающим 323 л. с. при рабочем объеме 38880 см³. Вес машины — 32300 кг.
  • Бульдозер ДЭТ-250М2Б, оснащенный разрыхлительным отвалом с гидравлическим управлением. Машина применяется в ходе строительных работ и в горнодобывающей промышленности. Масса бульдозера составляет 37500 кг, установка рыхлителя увеличивает вес до 41500 кг.

  • длина — от 6620 мм (базовое шасси) до 9440 мм (бульдозер с установленным рыхлителем);
  • ширина — от 3180 до 4250 мм;
  • высота — от 3180 до 3215 мм.

ДЭТ-400

Трактор ДЭТ-400 выпускается Челябинским заводом с 2007 года. В конструкции электромеханической трансмиссии используются узлы вентильно-индукторной схемы, что стало новинкой для мировой тракторной промышленности. Изменения конструкции позволили уменьшить вес трансмиссии на 15% и снизить массу медных элементов на 500 кг. Управление узлами трансмиссии осуществляется микропроцессорными контроллерами. Тяговый класс машины не изменился.

В качестве силовой установки используется 370-сильный дизельный двигатель ЯМЗ 7511. Мотор имеет 8 цилиндров, расположенных в двух блоках с углом развала 90°. Система охлаждения жидкостная, с принудительной циркуляцией. Дизель оснащен турбокомпрессором и дополнительным радиатором для охлаждения подаваемого в цилиндры воздуха.

Двигатель вращает генератор индукционного типа с мощностью 250 кВт. Генератор вырабатывает переменный ток с напряжением 600 В. В составе трансмиссии имеется электрический двигатель мощностью 235 кВт. Система управления двигателем и генератором автоматически регулирует мощность в зависимости от сопротивления движению. Работа трансмиссии не требует вмешательств со стороны оператора.

Кабина металлическая, предназначена для 2 человек. Кабина оснащается стеклопакетами, которые позволили снизить шумность, и обеспечили теплоизоляцию. В базовой комплектации установлена система микроклимата с кондиционером воздуха.

Основные модификации

На основе базовой модели бульдозера ДЭТ-400 производятся модификации:

  • 400-Б1, комплектуется отвалом с полусферической рабочей частью;
  • 400-01Б1, оснащен дополнительной защитой кабины оператора;
  • 400-Б1Р2, в комплект поставки входит рыхлитель;
  • 400-01Б1Р2, укомплектован отвалом, рыхлителем и защитным устройством кабины.

На основе базового шасси производится модификация ДЭТ-400М, представленная в 2012 году. На тракторе используется импортный дизельный двигатель Cummins QSM11, развивающий мощность 375 л. с. Изменены элементы ходовой части и гусеница.

Поставщиком деталей является американская компания Caterpillar.

Элементы внешней отделки изменены внешне и изготовлены из пластика. Применение мощного дизеля позволило установить модернизированную гидравлическую систему с увеличенной производительностью. Управление движением трактора ведется при помощи джойстика.

Достоинства и недостатки

Бульдозеры серии ДЭТ обладают преимуществами:

  • возможность эксплуатации при температуре до -40°С;
  • нет проблем с запасными частями;
  • легкий доступ к узлам для обслуживания;
  • возможность работы на болотах после установки широких гусениц.

  • ремонт узлов электромеханической трансмиссии возможен в специализированных мастерских;
  • применение двойного преобразования энергии увеличило вес трактора.

Цена и отзывы владельцев

Стоимость машин ДЭТ-400 без пробега начинается от 23,3 млн рублей (машины с дизелем ЯМЗ). Цена бульдозеров серии 250 стартует от 750 тыс. рублей. Машины в хорошем техническом состоянии оцениваются в 2,5-3,5 млн рублей и выше.

Борис, Кемеровская область

Недостатком ДЭТ-400 является ненадежная ходовая часть, гусеницы склонны к сходу с направляющего колеса. Проходимость по грязи и слабым грунтам хорошая. Система охлаждения двигателя подтекает по местам стыков трубопроводов, из-за чего возникают сложности применения в качестве охлаждающей жидкости тосола. Двигатели склонны к расходу масла после 1000-1500 часов работы.

В эксплуатации 3 года находится бульдозер ДЭТ-400. Вес машины увеличился, при этом тормозные механизмы остались без изменений. Ленты тормозов имеют малый ресурс. Система управления электрической частью трансмиссии не отличается надежностью. Преимуществами машины являются тяговое усилие и увеличенная скорость движения.

Бульдозер ДЭТ 250

Бульдозер ДЭТ 250 – легендарная разработка Челябинского завода. Название модели расшифровывается как «дизельный электрический трактор», а цифра обозначает тяговый класс. Машина, появившаяся в середине прошлого века, обладает рядом революционных решений. ДЭТ 250 является первым отечественным промышленным энергонасыщенным трактором и единственным в мире бульдозером с электромеханической трансмиссией. До появления Т 330 конкурентов советского изготовления у модели просто не было.

Премьера ДЭТ 250 состоялась в мае 1957 года. Линию сборки бульдозера организовали на тракторном заводе в Челябинске. СССР срочно нужна была мощная машина для стройки, и новая модель должна была закрыть эту проблему.

Японские и американские аналоги того времени использовали исключительно гидромеханическую трансмиссию, применение механического варианта для моделей с мощностью более 200 л.с. было нецелесообразным. Советские конструкторы решили пойти своим путем, наделив ДЭТ 250 электромеханической трансмиссией. Это привело к значительному увеличению массы машины, снижению КПД и необходимости использования сложного механизма охлаждения. При этом в холодных областях бульдозер показывал себя намного лучше конкурентов с гидромеханической трансмиссией. ДЭТ 250 нашел широкое применение в районах Крайнего Севера, где нередко используется и в настоящее время.

Основная сфера деятельности бульдозера – строительные работы и перемещение земли. Сзади на технику устанавливалось рыхлительное устройство для разработки каменистых, замерзших и твердых грунтов. Также машина комплектовалась бурильным и траншейным оборудованием. Использовался бульдозер и как тягач в добывающей и лесозаготовительной промышленности. Дополнительно на ДЭТ 250 устанавливались широкие гусеницы для работы на болотистой местности. Большие размеры и масса не позволяли использовать модель в городских условиях.

Видео


Модификации и особенности

Выпуск ДЭТ 250 начался в 1957 году. Модель имела минимум модификаций, а различия проявлялись лишь в отдельных элементах (гусеничной части, кабине). В 1969 году бульдозер подвергся модернизации и получил название ДЭТ 250М. Версию оснастили мотором В-31 мощностью 330 л.с. Подобный прирост привел к увеличению расхода топлива, но добавил производительности.

В 1989 году бульдозер вновь модернизировали. Модель ДЭТ 250М2 получила новый кузов, придавший ее облику современный вид. Прежнюю силовую установку заменили на агрегат В-31М4 (323 л.с.). Данная модификация стала последней для бульдозера, производство которого завершилось в 2013 году.

Особенности модели:

  • высокая мощность;
  • возможность работать при экстремально низкой температуре;
  • бесступенчатая электрическая трансмиссия;
  • высокая проходимость;
  • высокие скоростные и тяговые показатели;
  • простое управление;
  • легкость обслуживания и ремонта. Как и большинство моделей отечественного производства, бульдозер можно было починить в полевых условиях.

Технические характеристики

Массово-габаритные параметры (без оборудования/с отвалом/с рыхлителем):

  • длина – 6620/7370/9440 мм;
  • ширина – 3180/4250/4250 мм;
  • высота – 3215/3125/3180 мм;
  • масса – 32300/37500/41500 кг;
  • гусеничная база – 3218 мм;
  • ширина башмака – 560/690 мм;
  • ширина колеи – 2450 мм.
Читать еще:  Трактор нью холланд т8040

Удельное давление на поверхность составляет 0,093 МПа, максимальное тяговое усилие – 377 кН. Бульдозер может развивать скорость до 15,2 км/час, рабочая скорость равняется 1,2 км/час.

Характеристики базового оборудования:

1. Полусферический неповоротный отвал:

  • ширина – 4250 мм;
  • высота – 1850 мм;
  • емкость призмы волочения – 10,5 куб.м;
  • предельная высота подъема – 1400;
  • предельное заглубление – 370 мм;
  • угол перекоса – 10 градусов;
  • угол резания – 55 градусов;
  • масса – 5200 кг.

2. Однозубый рыхлитель:

  • предельное заглубление – 1185 мм;
  • масса – 3500 кг;
  • угол рыхления – 45 градусов.

Устройство и особенности эксплуатации

Компоновка ДЭТ 250 является стандартной для машин подобного типа (сзади – трансмиссия, спереди – двигатель). Основу корпуса составляет мощная герметичная сварная рама. Элементы закреплены на ней с использованием различных механизмов. Ходовая часть не имеет особенностей, помимо габаритов и массы. Сварные тележки сделаны в форме прямоугольного сечения, они жестко связаны с основной рамой. Для опоры гусеничной ленты используется 12 катков (по 6 с каждой стороны). Количество поддерживающих катков – 4 с каждой стороны. В ее состав входят 56 звеньев с шагом 218 мм. Натяжение гусеницы регулируется с использованием гидравлического механизма.

В бульдозере применяется электромеханическая трансмиссия бесступенчатого типа, функционирующая от постоянного тока. Регулировка скорости происходит без переключения передач с учетом уровня внешней нагрузки. В конструкцию трансмиссии входит постоянно замкнутая многодисковая муфта фрикционного типа. Сама трансмиссия имеет сложную конструкцию и является наиболее проблемным элементом. В состав силовой передачи входят тяговый электродвигатель ЭДН 196, сложные планетарные механизмы, генератор модели ГПА 222, основная передача и конечная передача. В приводе генератора располагается косозубый цилиндрический мультипликатор. Трансмиссия имеет 2 передних и 2 задних передачи и обеспечивает необходимую маневренность.

Для поворота применяются планетарные 2-ступенчатые механические редукторы. В конструкцию машины входит надежная ленточная система тормозов плавающего типа.

Гидравлическая система состоит из 2 аксиально-поршневых силовых насосов с давлением 10 МПа. Также присутствует вспомогательная гидросистема, комплектуемая одним насосом, способным поддерживать аналогичное давление в контурах. Основными рабочими органами бульдозера являются отвал полусферической формы, выполненный из прочного металла, и рыхлительное однозубое оборудование.

В сравнении с другими советскими машинами ДЭТ 250 выделяется высоким уровнем комфорта для оператора. На все модификации устанавливается цельнометаллическая кабина, рассчитанная на 2 человек. Кабина монтируется на специальных рессорах, сокращающих колебания, проявляющиеся при работе техники. В салоне присутствует автономный отопитель, отлично прогревающий салон даже при экстремально минусовой температуре. Для работы в жаркое время предусмотрен специальный вентилятор, входящий в базовую комплектацию. Сиденье отличается удобной конструкцией и имеет несколько регулировок.

Приборная панель построена так, чтобы оператор без напряжения отслеживал основные параметры машины. Индикаторы и органы управления сгруппированы и разбиты по секторам для упрощения работы. Кабина максимально защищена от пыли и шума, что с учетом специфики эксплуатации ДЭТ 250 особенно важно. Опционально заказчику предлагается дополнительное утепление салона.

Обслуживание бульдозера упрощено. Кузов капотного типа предоставляет доступ к ключевым системам. Элементы машины отличаются повышенным запасом прочности, потому необходимость в ремонте возникает довольно редко. При регулярном обслуживании техника функционирует несколько лет с максимальной отдачей. Главной проблемой ДЭТ 250 является ненадежная и сложная трансмиссия, остальное оборудование оператор может отремонтировать в полевых условиях.

Двигатель

Бульдозер ДЭТ 250 модернизировали несколько раз, причем изменения затрагивали силовую установку. Вторая версия получила V-образный агрегат В-31 с непосредственным впрыском, неразделенной камерой сгорания и следующими параметрами:

  • рабочий объем – 33,88 л;
  • номинальная мощность – 330 л.с.;
  • расчетная частота вращения – 1500 об/мин;
  • количество цилиндров – 12;
  • расход топлива – 46,28 л/час;
  • емкость топливного бака – 670 л.

ДЭТ 250 с данным мотором выпускался до 1989 года, потому сегодня данную генерацию в рабочем состоянии встретить крайне тяжело.

Куда более распространенной является третье поколение бульдозера, которое оснащалось 4-тактным дизельным мотором В-31М4. Агрегат сохранил V-образную конструкцию, получив улучшенные системы вентиляции, охлаждения и смазки.

Особенности двигателя:

  • охлаждающая система – жидкостная с эжекционной вентиляционной системой;
  • воздухоочиститель – 2-ступенчатый с индикатором засоренности и 2 фазами очистки воздуха (эжекционной и мокрой);
  • система смазки – комбинированная с очисткой в центрифуге.

Характеристики мотора В-31М4:

  • рабочий объем – 38,88 л;
  • номинальная мощность – 237(323) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 1400 об/мин;
  • количество цилиндров – 12;
  • диаметр цилиндра – 150 мм;
  • запас крутящего момента – 11%;
  • расход топлива – 45,3 л/час;
  • емкость топливного бака – 700 л.

Производство ДЭТ 250 завершилось, в настоящее время в продаже присутствуют только б/у варианты бульдозера. Стоимость подержанных моделей:

  • 1987-1989 года – 0,5-1,1 миллиона рублей;
  • 1993-1994 года – 0,9-1,8 миллиона рублей;
  • 1999-2000 года – 1,9-3,2 миллиона рублей;
  • 2007-2008 года – 5,2-8,2 миллиона рублей.

Бульдозер ДЭТ-250

Трактор ДЭТ-250 представляет собой рыхлительно-бульдозерную технику 25-го тягового класса. Производство всегда осуществлялось на ЧТЗ. В другие города не переносилось. Наиболее важной чертой данной модели является именно электромеханическая трансмиссия. Это одновременно является достоинством и недостатком этой техники. Процесс охлаждения её осуществляется выхлопными газами.

Причем с понижением рабочей температуры связаны некоторые сложности. Именно поэтому в основном данная техника применялась и используется поныне в холодных районах, в условиях Крайнего Севера. В регионах с таким климатом применение ДЭТ-250 оптимально. Ранее аналогичные ДЭТ-250 модели не выпускались. Фактически он стал родоначальником промышленных тракторов в СССР. Продолжениями модельной линии и аналогами стали более поздние версии тракторов: ДЭТ-320, Т-330.

Назначение

Кроме базового бульдозерного отвала и рыхлителя ДЭТ-250 может агрегатироваться с :

  • ямобуром;
  • буро-крановой машиной;
  • траншейным экскаватором.

Машина применяется для бульдозерных и рыхлительных работ, а также для установки железнодорожных опор, промышленного строительства, горнодобывающей и разрабатывающей промышленности. Крупные габариты и большая масса трактора сделали его непригодным для работы в городских условиях. Высокая мощность машины и другие эксплуатационные характеристики используются сегодня исключительно в промышленных масштабах.

Технические характеристики

На момент своего создания ДЭТ-250 обладал поистине выдающимися техническими характеристиками. Причиной была нацеленность создателей на максимальную производительность данной модели.

Габаритно-массовые показатели

Габаритно-массовые показатели бульдозера ДЭТ-250 достаточно внушительны. Причиной тому являлись некоторые конструктивные особенности. Масса составляет:

  • трактор в комплекте с рыхлителем – 41.3 т;
  • трактор без рыхлителя – 27.5 т.

Существенную часть эксплуатационной массы данной техники составляет специализированное навесное оборудование (отвал со специальной гидравликой, изменяющей угол реза, перекоса):

  • шина отвала, мм – 4 250;
  • высота отвала, мм – 1 850;
  • масса навесного оборудования, т – 5.2.

Габаритные размеры ДЭТ-250:

  • расстояние от оси переднего катка до оси заднего катка, мм – 4 476;
  • расстояние от оси заднего катка до передней части отвала, мм – 6 549;
  • расстояние от передней части отвала до задней части навесного оборудования, мм – 9 440;
  • высота от нижней части гусеницы до верхней части кабины, мм – 3 215 мм;
  • ширина, мм – 5 000.

Двигатель

В качестве силовой установки на данной машине использовался двигатель В-31М2. Двумя главными отличительными чертами его являются мощность и габаритные размеры. Технические характеристики В-31М2:

  • количество тактов, шт. – 4;
  • тип расположения цилиндров – V-образный;
  • рабочая мощность при номинальных оборотах, л.с. – 323;
  • эксплуатационная мощность при номинальных оборотах, кВт – 237;
  • номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1 – 1400;
  • рабочий объем камеры сгорания, л – 38.88.

Особенности двигателя:

  • охлаждающая система – жидкостная с эжекционной вентиляционной системой;
  • воздухоочиститель – 2-ступенчатый с индикатором засоренности и 2 фазами очистки воздуха (эжекционной и мокрой);
  • система смазки – комбинированная с очисткой в центрифуге.

Характеристики мотора В-31М4:

  • рабочий объем – 38,88 л;
  • номинальная мощность – 237(323) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 1400 об/мин;
  • количество цилиндров – 12;
  • диаметр цилиндра – 150 мм;
  • запас крутящего момента – 11%;
  • расход топлива – 45,3 л/час;
  • емкость топливного бака – 700 л.
Читать еще:  Липецкий тракторный завод

Потребление горючего

Удельное потребление горючего более 40 л/1 ч. при максимуме работоспособности. Объем заправочной емкости составляет 700 л.

Коробка передач

Главной особенностью данного трактора является именно трансмиссия. Она является электромеханической и имеет следующие основные рабочие параметры:

  • суммарное количество скоростей, шт. – 2 (вперед/назад);
  • величина тягового усилия, max – 377 кН;
  • скорость движения вперед, км/ч – 15.2;
  • скорость движения назад, км/ч – 15.2.

Ходовая часть

Ходовая часть каких-либо особенностей помимо габаритов своих основных составных частей, а также массы и большого давления на грунт попросту не имеет. Основные её характеристики:

  • суммарное количество опорных катков (с каждой стороны), шт. – 6;
  • количество катков поддерживающих, шт. – 2;
  • ширина башмака, мм – 560/690 (в зависимости от типа используемых катков);
  • механизм автоматического натяжения – гидравлического типа;
  • величина колеи, мм – 2 450;
  • величина базы, мм – 3 218.

Устройство и особенности эксплуатации

Компоновка ДЭТ 250 является стандартной для машин подобного типа (сзади – трансмиссия, спереди – двигатель). Основу корпуса составляет мощная герметичная сварная рама. Элементы закреплены на ней с использованием различных механизмов. Ходовая часть не имеет особенностей, помимо габаритов и массы. Сварные тележки сделаны в форме прямоугольного сечения, они жестко связаны с основной рамой. Для опоры гусеничной ленты используется 12 катков (по 6 с каждой стороны). Количество поддерживающих катков – 4 с каждой стороны. В ее состав входят 56 звеньев с шагом 218 мм. Натяжение гусеницы регулируется с использованием гидравлического механизма.

В бульдозере применяется электромеханическая трансмиссия бесступенчатого типа, функционирующая от постоянного тока. Регулировка скорости происходит без переключения передач с учетом уровня внешней нагрузки. В конструкцию трансмиссии входит постоянно замкнутая многодисковая муфта фрикционного типа. Сама трансмиссия имеет сложную конструкцию и является наиболее проблемным элементом. В состав силовой передачи входят тяговый электродвигатель ЭДН 196, сложные планетарные механизмы, генератор модели ГПА 222, основная передача и конечная передача. В приводе генератора располагается косозубый цилиндрический мультипликатор. Трансмиссия имеет 2 передних и 2 задних передачи и обеспечивает необходимую маневренность.

Для поворота применяются планетарные 2-ступенчатые механические редукторы. В конструкцию машины входит надежная ленточная система тормозов плавающего типа.

Гидравлическая система состоит из 2 аксиально-поршневых силовых насосов с давлением 10 МПа. Также присутствует вспомогательная гидросистема, комплектуемая одним насосом, способным поддерживать аналогичное давление в контурах. Основными рабочими органами бульдозера являются отвал полусферической формы, выполненный из прочного металла, и рыхлительное однозубое оборудование.

В сравнении с другими советскими машинами ДЭТ 250 выделяется высоким уровнем комфорта для оператора. На все модификации устанавливается цельнометаллическая кабина, рассчитанная на 2 человек. Кабина монтируется на специальных рессорах, сокращающих колебания, проявляющиеся при работе техники. В салоне присутствует автономный отопитель, отлично прогревающий салон даже при экстремально минусовой температуре. Для работы в жаркое время предусмотрен специальный вентилятор, входящий в базовую комплектацию. Сиденье отличается удобной конструкцией и имеет несколько регулировок.

Приборная панель построена так, чтобы оператор без напряжения отслеживал основные параметры машины. Индикаторы и органы управления сгруппированы и разбиты по секторам для упрощения работы. Кабина максимально защищена от пыли и шума, что с учетом специфики эксплуатации ДЭТ 250 особенно важно. Опционально заказчику предлагается дополнительное утепление салона.

Обслуживание бульдозера упрощено. Кузов капотного типа предоставляет доступ к ключевым системам. Элементы машины отличаются повышенным запасом прочности, потому необходимость в ремонте возникает довольно редко. При регулярном обслуживании техника функционирует несколько лет с максимальной отдачей. Главной проблемой ДЭТ 250 является ненадежная и сложная трансмиссия, остальное оборудование оператор может отремонтировать в полевых условиях.

Кабина

Управление трактором осуществлялось из металлической кабины. Она оснащалась утеплением, а также обширным остеклением. Именно это делало её удобной для расположения водителя, а также управления при движении вперед и назад. Отличительной особенностью являлось расположение кресла водителя – с правой стороны кабины. Непосредственно само управление выполнялось при помощи рычагов, руль отсутствовал. В кабине имеется печка. Но при этом вентиляция отсутствует.

Особой комфортабельностью по нынешним меркам кабина не отличалась. Но на момент создания самого трактора она была достаточно удобной. Имеется кресло для пассажира, а также присутствует возможность регулировки водительского места по высоте. Летом можно было открывать окошки для вентиляции.

Модификации

Трактор ДЭТ-250 по причине своей функциональности и уникальности продолжал выпускаться до 2013 года. Но в силу давности разработки самой по себе на сегодняшний день модель является устаревшей. Продолжением данной линии стал трактор ДЭТ-320.

Отличительными особенностями данной модели, выпускаемой с 2002 по 2007 год стали следующие:

  • используется жидкостная система охлаждения, при этом радиатор расположен фронтально (применяется управляемый из кабины вентилятор для дополнительного охлаждения);
  • ходовая часть усилена при помощи:
    • лонжеронов, установленных на раму тележки;
    • использованы торсионы, имеющие равную жесткость;
  • использована модифицированная кабина:
    • установлен обновленный стеклопакет;
    • улучшена звуковая и тепловая изоляция;
    • смонтирован кондиционер;
  • аккумулятор из кабины вынесен на переднее левое крыло.

Основные характеристики ДЭТ-320:

  • двигатель ЯМЗ – 7511;
  • мощность, л.с. – 350;
  • тягловый класс – 25;
  • максимальная эксплуатационная масса, т – 46.

В 2007 году трактор ДЭТ-320 полностью был снят с производства. При этом в серию была запущена новая модель – ДЭТ-400. Основными особенностями конструкции данной модели стали следующие:

  • надежность всех электрических машин, ресурс их работы увеличен в два раза по сравнению с предыдущими моделями аналогичных тракторов ЧМЗ;
  • при наличии такой необходимости силовой генератор трансмиссии может быть использован как генераторная дизельная электростанция;
  • система управления является бесконтактной – нет необходимости прикладывать существенные усилия для переключения передач, управления движением;
  • имеется бортовой компьютер, снабженный жидкокристаллическим дисплеем.

На рассматриваемого типа модификацию можно устанавливать следующее дополнительно докупаемое оборудование:

  • предпусковой подогреватель типа ПЖД 30Е;
  • возможен монтаж грунтозацепов типа «шпоры»;
  • специальный сферический отвал для каменного угля.

В 2012 году модель ДЭТ-400 была модифицирована. Обновленная версия стала обозначаться как ДЭТ-400М. Наиболее существенными обновлениями данной техники стали следующие:

  • все ведущие колеса, а также направляющие, катки и гусеницы используются от Caterpillar;
  • вместо отечественного ЯМЗ стал монтироваться Cummins – собирается он в Великобритании;
  • при сборке устанавливается принципиально новая, отличная от старой модели, гидравлическая система – управление осуществляется при помощи джойстика.

Рассматриваемого типа модели являются универсальными, все они имеют одно предназначение. Могут использоваться не только как обычные бульдозеры, но и как рыхлители. Возможно установка дополнительного навесного оборудования следующего типа:

  • ямобур;
  • крановая установка (применяется для монтажа опор линий электропередач);
  • траншейный экскаватор.

Каждая модификация имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Перед приобретением стоит внимательно ознакомиться со всеми ними, спецификой работы.

Опыт эксплуатации

К основным достоинствам ДЭТ-250 сегодня можно будет отнести следующее:

  • неприхотливость к условиям работы – техника отлично показала себя в условиях работы от +40 до -400 С;
  • относительная простота ремонта и доступность запасных частей – трактор выпускался не один десяток лет, рынок наполнен всеми необходимыми для ремонта деталями;
  • неприхотливость к качеству топлива – необходимо лишь использоваться в зимний период специальную солярку, в противном случае она загустеет и замерзнет в топливопроводе;
  • кузов капотного типа – по этой причине можно без затруднений получить доступ ко всем агрегатам.

В то же время имеются у ДЭТ-250 свои недостатки.

Наиболее существенным является сложность устройства электромеханической трансмиссии. Разобраться в её конструкции без специальной подготовки достаточно проблематично.Все же остальные поломки, возникающие в процессе эксплуатации, можно легко устранить самостоятельно – при наличии руководства по ремонту. При соответствующем обслуживании и уходе ДЭТ-250 даже в возрасте нескольких десятков лет не доставит проблем владельцу.

Несмотря на простоту конструкции в тракторе имеется ряд слабых мест – на них при работе на ДЭТ-250 необходимо обращать внимание в первую очередь. Наиболее частные неисправности и способы их

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector