Agroupp.ru

Аграрный справочник
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самодельные сани для мотобуксировщика своими руками

Самодельные сани-волокуши для мотобуксировщика

Трудно представить мотобуксировщик без саней-волокуш. Они перевозят водителя и другие грузы. Некоторые мотобуксировщики даже комплектуются такими санями. Чем сани-волокуши для буксировщика отличаются от тех же волокуш для снегохода? Кроме того, многих не устраивают покупные модели. Как же сделать сани для мотособаки своими руками? Какие для этого необходимы материалы, инструменты и навыки?

Сани-волокуши для мотособаки: отличительные особенности

Сани-волокуши для мотобуксировщика отличаются от саней для снегохода. Вообще снегоходы и буксировщики используют для разных целей. Первые, в основном, предназначены для отдыха или гонок в горах, тогда как вторые упрощают жизнь и работу северян. Поэтому волокуши для мотобуксировщика в первую очередь предназначены для перевозки небольших хозяйственных грузов. Эти сани обычно меньше размером и лучше преодолевают препятствия.

Волокуши для снегохода обычно имеют дополнительный отсек для грузов, тогда как сани для мотособаки больше похожи на пластиковое корыто. Кроме того, санки к мотобуксировщику обладают большей проходимостью ? им не страшен глубокий снег, а отбойник почти полностью защищает ездока и поклажу от снега. Снегоход, напротив, не так сильно утаптывает снег, поэтому проходимость у таких саней меньше. Ну и наконец, скорость у обоих транспортных средств разная: буксировщик с трудом набирает 40 км/ч, а снегоход движется гораздо быстрее. Поэтому, волокуши различаются плотностью сплава и защищенностью от ударов.

Некоторые волокуши для мотобуксировщиков ? это не просто прямоугольное корыто. Есть модели, которые напоминают настоящие сани. Такие волокуши могут быть поставлены на пластиковые лыжи (прикрепляются к основному корпусу) во избежание износа дна и увеличения их маневренности. Считается, что такая конструкция увеличивает срок их эксплуатации.

Сани-волокуши своими руками

Самодельные волокуши при правильном подходе могут быть гораздо прочнее фабричных. Несмотря на то, что сани изготавливаются из прочного морозостойкого пластикового сплава, он все же не так износоустойчив, как металл. Можно протереть или сломать пластиковые волокуши об камень, асфальт и другие твердые препятствия и поверхности. Кроме того, крепления металлической сцепки покупных моделей обычно низкого качества ? нередко раскручиваются болты и ослабляются соединения, что может привести к утере саней.

Разрабатывая собственные самодельные волокуши, вы можете учесть все эти нюансы. В последнее время очень популярной моделью самодельных саней-волокуш стали сани из металлической облегченной профилированной трубы и фанеры. Их устройство, как и подобает волокушам, очень простое: металлический каркас, установленный на полозья.

Для того чтобы сделать самодельные сани-волокуши, займитесь изготовлением каркаса. Для этого вам понадобится сварочный аппарат, болгарка, сверла и необходимые материалы: профилированная труба для каркаса и дышла, а также фанера.

Возьмите облеченную квадратную профилированную трубу, скажем, размером 20 на 20 мм и толщиной 2 мм (не меньше). Можно своими руками изготовить каркас размером 1900 х 300 х 900 мм. Спереди нужно сделать закругление для лучшей проходимости саней. Там же нужно приварить стальной лист, чтобы придать всей конструкции больше устойчивости. После того, как будут готовы лыжи и дышло, корпус обшивается плотной фанерой. Важно, чтобы расстояние между перекладинами корпуса не превышало 400 мм и фанера, прогнувшись, не сломалась.

Читать еще:  Самодельные снегоуборщики видео

Для изготовления своими руками дышла ? стальной сцепки между буксировщиком и волокушами ? используют две стальных облегченных трубы диаметром 20 мм и общей длиной 1700 мм. Для прочности соединения нужно изготовить две перекладины с сечением 20 мм. Для изготовления дышла своими руками используют прямоугольную трубу, мы же брали трубу круглого сечения. Чтобы сцепка могла выдерживать дополнительные нагрузки и была защищена от изгибов, нужно наварить металлический лист, в который врезается втулка диаметром 25?30 мм. Лыжи для самодельных саней можно сделать из листового металла или использовать длинные пластиковые трубы.

В металлическом каркасе своими руками можно наварить металлические крепления для сиденья, чего нет в покупных моделях саней. Можно сделать так, чтобы в случае необходимости, к примеру, буксировать сломанную мотособаку, сидение легко снималось. В зависимости от ваших нужд вы можете ниже или выше сделать борта, доработать сцепку с буксировщиком и предусмотреть крепления для рыболовных снастей и т. п. Ну и, плюс ко всему, самодельные сани ? это возможность немного сэкономить.

Итак, как мы увидели, нет ничего трудного в том, чтобы сделать самому сани-волокуши. Нужно только иметь под рукой необходимые материалы, инструменты и желание. Таким образом, можно избежать недоработок и слабых мест покупных моделей. Кроме того, самодельные волокуши гораздо прочнее покупных пластиковых.

Как я сделал толкач из мотобуксировщика своими руками

В прошлый раз, когда я делился с вами своей радостью по поводу изготовления своего первого буксировщика-толкача, я обещал рассказать технические подробности . Что же, попробуем.

Мне страшно повезло, и у меня в хозяйстве имелась старая рама от мотоцикла «Минск», поэтому мне не пришлось изобретать самый сложный и ответственный узел — шарнир соединения переднего корыта и дышла буксировщика. Я думаю, что тут подойдет даже велосипедная вилка, так как нагрузки в данном узле незначительны. От моей ржавой рамы я просто отрезал под корень рулевой стакан вместе со всеми потрохами и пока отложил его в сторону.

После этого мне предстояло определиться с конструкцией дышла. Я много думал, прикидывал, и читал о том, что мастерят другие люди. И во всех конструкциях, что кустарных, что серийных — дышло крепилось к буксировщику шарнирно. То есть сам буксировщик мог свободно качаться. Это, конечно, очень хорошо, и толкач при таком способе соединения его с корытом, по идее, должен иметь лучшую проходимость. Но во-первых, узел получается очень громоздким и сложным в изготовлении (в хорошем неколхозном исполнении); и во-вторых, такое соединение требует очень точных расчетов развесовки конструкции, так как буксировщик должен ехать по снегу по возможности горизонтально, не зарываясь ни носом, ни кормой.

Читать еще:  Самодельные снегоходы с лыжным модулем

Я же, как человек ленивый и имеющий опыт постройки нескольких разных лодок, прекрасно понимал, что гладко бывает только на бумаге. В реальности же любые расчеты разбиваются об несовершенство условий эксплуатации: лодка с идеально выверенной ватерлинией плывет по неровной волнующейся воде; а буксировщик, соответственно, едет по неровному и рыхлому снегу. В общем, любое такое самопальное конструирование — это всегда сплошные допущения. И именно поэтому я решил крепить дышло к буксировщику жестко. Тем более, что буксировщик у меня укороченный (1.2м длины), и наклоны для него не так критичны, как для длинных моделей.

Какие это дает плюсы? Первое — простота и легкость; второе — полное безразличие всей конструкции к развесовке, то есть совершенно не важно, где находится центр тяжести буксировщика, всего толкача, и как реагируют на все это опоры (гусеница и корыто). Буксировщик всегда будет расположен примерно по горизонтали плюс-минус лапоть. С этим я и приступил непосредственно к изготовлению.

Для дышла я использовал самую обычную профильную трубу 50х25х2. Ее я приварил под прямым углом к имевшемуся у меня рулевому стакану. Мне казалось, что там не помешали бы какие-то косынки, но делать их я не стал, и в итоге, похоже, не ошибся. Соединение это не испытывает больших нагрузок, и такого одинарного шва там вполне достаточно. Далее я подготовил 2 уголка 40х40, просверлив в нем по 3 крепежных отверстия: при помощи данных уголков дышло будет крепиться к буксировщику. Уголки были просто так приварены к трубкам его рамы. Пришло время вымерять нужную длину дышла и прикидывать расположение корыта.

В качестве корыта я взял «Сани рыбацкие ЦП №13», мне понравилась их форма — длинные узкие, с острым углом подъема днища в носовой части. Прямо как лодочка или большая лыжа. Это корыто я просто приставил к буксировщику примерно с таким расчетом, чтобы при любых поворотах оно гарантированно не цеплялось за гусеницу. При этом оси поворота и наклона, по моему разумению, должны были оказаться где-то в районе 2/3 от общей длины корыта, если считать от носа. Это место я отметил маркером.

Идем дальше. Корыто должно качаться и для этого на нижнем конце перьев вилки нужны шарниры. Здесь же необходимо определиться и с высотой этой вилки. А высота должна быть такова, чтобы в разгруженном состоянии вся конструкция стояла горизонтально. Прикинув примерно высоту будущего шарнира, я обрезал перья. Из них же сделал втулки, которые приварил на концы. В качестве сайлентблоков в эти втулки у меня замечательно запрессовались резинки от амортизаторов классических Жигулей. Теперь можно было просверлить дышло в месте его крепления к буксировщику, обрезать лишнее и приступить к изготовлению рамы корыта.

Что же, тут тоже все по месту и на глаз. Выгибаем криволинейные продольные трубы, все обрезаем, при помощи струбцин собираем это прямо на корыте, прихватываем, и потом, уже отдельно — обвариваем. Садимся на воображаемую сидушку, которая в моем случае стоит так, что моя спина находится где-то на уровне переднего края гусеницы. И после того, как ты сел, сразу становится понятно, где у нас будет упор для ног, который послужит еще и дополнительным элементом жесткости рамы; привариваем его.

Читать еще:  Самодельный окучник для картофеля на минитрактор

Далее нужно сделать балку крепления корыта к шарнирам вилки. Ну, тут все видно на фотографиях. Такая вот загогулина с ушами, которая сверху приварена к раме, и снизу еще дополнительно развязана на днище корыта. Почти все! Остается покрасить новые детали, приклепать вытяжными заклепками раму к корыту и сделать еще кое-что по мелочи.

Корыто надо подшить полозьями, которые предохранят корпус от истирания, и кроме того, важно сделать стальные подрезы, которые подобно конькам помогут нам рулить на укатанном снегу или льду. Подрезы я сделал из того же уголка 40х40, их 2, и они имеют длину по 50см. Именно к ним крепится нижняя часть вышеупомянутой балки. Подрезы, подобно полубалансирным рулям лодки я так же расположил таким образом, чтобы спереди от оси поворота находилось где-то 30% их длины. Все! Можно собирать и допиливать до идеала!

Допиливать пришлось много мелочей. Например, я установил вокруг двигателя щитки, предохраняющие вариатор от попадания в него снега. Многие предпочитаю полноценные капоты для всей силовой установки, но мне это кажется излишеством. Мои щитки практически полностью исключают намокание ремня даже при опрокидывании в пресловутом «пухляке» Что еще? Очень важный момент — подогрев впуска и выхлопная система. Я изначально сделал забор воздуха от горячего глушителя, но глушитель на «Лифане» устроен несколько по-тупому, и часть выхлопных газов при любых раскладах попадала во впуск, сильно нарушая работу двигателя. Чтобы этого не происходило, я убрал дефлектор выхлопа и развернул сам глушитель на 90 градусов, вбок. Все сразу заработало просто чудесно. Правда, воздухозаборник пришлось доработать и он стал немного страшноватым, но это не беда — на максималку, как говорится, не влияет.

Ну, собственно, вот и все. Можно кататься. Кстати, по поводу опасений, что корыто не сможет наклоняться вперед из-за прямого дышла, могу сказать, что в действительности оно наклоняется куда надо и как надо. Дело в том, что при эксплуатации в рыхлом снегу, весом тела водителя грузится задняя часть корыта, и оно всегда немного задрано вверх. При этом для качания носом вниз, между его задним бортом и дышлом всегда есть достаточно места. Ездит это дело просто замечательно, весит относительно мало, легко разбирается и собирается при перевозке, и вообще приносит массу фана.

А тут можно посмотреть, как мы катаемся на нем:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector